The Washington Post | 6 июня 2001 г.
Ключ к свободе слова в России
Борис Березовский
Письмо редактору
Херман Обермайер в своей статье от 1 июня, а также Дэвид Хоффман и Тара Соненшайн ("Свобода для всех" от 2 июня) коснулись вопроса о свободе прессы в России и о том, что могут сделать США, чтобы помочь ее защитить. Главное препятствие на пути свободной прессы заключается в том, что доходы от коммерческой рекламы слишком незначительны, чтобы покрыть текущие расходы СМИ, особенно в регионах. В результате пресса зажата между двумя потенциальными источниками финансирования: правительством, которое считает СМИ орудием пропаганды, и частными владельцами, которых зачастую обвиняют в отстаивании своих собственных интересов.
Как один их таких владельцев (я контролирую национальный телеканал и несколько общенациональных газет) могу засвидетельствовать, что десятки миллионов долларов, которые мне ежегодно приходится вкладывать в этот бизнес, не дают отдачи, а приносят лишь одни неприятности. После того, как я подверг критике авторитарную политику президента Владимира Путина, я был вынужден покинуть Россию по соображениям личной безопасности. Мой конкурент в сфере медиа-бизнеса Владимир Гусинский был вынужден отправиться в эмиграцию и был фактически доведен правительством до банкротства потому, что его телеканал осмеливался сообщать о российских военных преступлениях в Чечне.
Частный российский капитал не сможет бесконечно сопротивляться государственной машине, настроенной на уничтожение свободы слова. Самыми уязвимыми являются региональные СМИ. Мы приветствуем американские программы оказания помощи свободной прессе в российских регионах, однако эти усилия были бы более эффективными, если бы вместо подготовки журналистов в России (как предлагают Хоффман и Соненшайн) или приглашения студентов и ученых посетить США (это предлагает Обермайер), деньги американских налогоплательщиков были потрачены на создание рекламного рынка для местных независимых СМИ.
Для того, чтобы сделать всю местную российскую прессу финансово состоятельной, необходимо всего лишь приблизительно 30 млн. долларов в год. Я предлагаю выделять эти деньги неправительственным организациям в регионах, чтобы они могли оплатить некоммерческую рекламу. Подобный подход позволит обеспечить местные независимые СМИ необходимыми средствами и будет способствовать формированию гражданского общества в России. И тогда США смогут констатировать реальный успех в деле содействия свободе слова и демократии в России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях