The New York Times | 6 июня 2006 г.
Туристы могут приезжать и тратить. Беженцам платят, чтобы они уезжали
Эндрю Крамер
Марина Гахукидзе поселилась в гостинице "Месхети" в Батуми в 1993 году, с тех пор там и живет. Они с мужем растят трех детей в номере на 10-м этаже с балконом и видом на море.
"Мы не собирались жить здесь так долго", - говорит она о номере, единственном доме, какой знают ее дети.
Есть причины остаться. Из окна открывается вид на пляж и пологие зеленые холмы. В этом субтропическом городе бархатная весна и мягкая зима. Вот только в гостинице живут беженцы, а не туристы.
Но лето 2006 года будет последним, которое семья Гахукидзе проведет в Аджарии. Они переезжают, потому что на бывшем курорте, построенном французскими архитекторами в XIX веке, начинается масштабная программа развития, направленная на привлечение туристов.
Советский аппаратчик Аслан Абашидзе захватил контроль над Аджарией, когда распался СССР, а затем закрыл Батуми от внешнего мира, занимаясь, по данным Интерпола, подпольной торговлей оружием и алкоголем.
Его сверг 5 мая 2004 года президент Грузии Михаил Саакашвили, пришедший к власти в 2003 году с обещанием вернуть под контроль Грузии три сепаратистских региона, два из которых находятся в курортной зоне.
Беженцы появились в Батуми из-за неурегулированного конфликта в Абхазии, и здесь кроется тайна денег, которые вкладывают в Батуми, и попыток выселить Гахукидзе из номера.
Власти Грузии рассчитывают на примере Батуми показать другим регионам, какая награда ждет сепаратистов, ввернувшихся в лоно государства.
Город, говорят они, демонстрирует, как быстро можно завершить "замороженный конфликт", аналогичный войне Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха, проблеме Абхазии и Южной Осетии, Приднестровья и Молдавии.
"Мы должны донести до них, что у них есть будущее, - сказал Саакашвили о жителях Абхазии в майском интервью. - На это уйдет два-три года, но результат будет заметен. Когда в гавани появятся яхты, они это увидят".
Подобно средиземноморскому Бейруту, исчезнувшему с карты из-за войны, черноморский Батуми медленно стряхивает с себя оцепенение.
Трансформация идет быстро.
Спустя два года после того как Абашидзе бежал в Москву, французская гостиничная сеть Novotel подписала контракт на открытие отеля. На месте российской танковой базы планируется построить поле для гольфа. Парк аттракционов появится нынешним летом.
В этом сезоне власти Батуми ожидают 300 тыс. туристов, которых почти не было в 1990-е годы. За прошедшие два года замостили около 79 миль улиц и шоссе (за предыдущие 13 лет - всего 10).
Крупнейшей на сегодняшний день инвестицией была покупка казахским банком TuranAlem 21 гостиницы, включая "Месхети", где живет Гахукидзе. Банк платит каждой выезжающей семье 7 тыс. долларов, на которые можно купить скромную квартиру в окрестностях Батуми.
Когда беженцы уедут, казахские инвесторы снесут и построят заново одни гостиницы и модернизируют другие. Сейчас в гостиницах живет 1912 семей, около 6 тыс. человек. К настоящему моменту 1,4 тыс. человек уже выехали.
В 10 милях к югу от города находится византийская крепость с зубчатой стеной, сегодня огораживающей цитрусовый сад. Он тоже дебютирует как достопримечательность. В советские времена это была закрытая пограничная зона.
Заброшенная крепость - символ туристического потенциала Грузии.
"Туризм будет важной составляющей экономического роста, - заявил в майском интервью министр экономического развития Грузии Ираклий Чоговадзе. - Любая точка на карте Грузии имеет потенциал".
Рост грузинской экономики в прошлом году составил 9%. Число приезжающих сюда иностранцев увеличилось на 14%.
Пока гости приезжают в основном из бывшего СССР, Турции и Ирана. Иранцы начали приезжать прошлым летом ради нескольких дней свободы, когда можно пить спиртное и смотреть на девушек, что запрещено в их исламской стране.
Райан Хейл, 25-летний преподаватель Закона Божьего из Орегона, провел отпуск в Грузии после религиозной обменной программы. "Я приехал, потому что хотел увидеть Черное море, - сказал он. - Архитектура мне тоже нравится".
Грузия хочет когда-нибудь вступить в НАТО. Но пока новый губернатор Аджарии, 34-летний Леван Варшаломидзе отмахивается от вопросов о НАТО, говоря, что это не входит в его полномочия, а в регионе вряд ли построят военную базу. Кроме того, "я использую все равнинные участки земли под гостиницы до того, как они сюда придут", добавил он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях