Berliner Zeitung | 6 июня 2007 г.
Офицер КГБ чествует жертву КГБ
Кристиан Эш
В октябре 1970 года, когда Владимиру Путину как раз исполнилось 18 лет, писатель и диссидент Александр Солженицын получил Нобелевскую премию. У него было достаточно мужества, чтобы в отличие от Пастернака не отказаться от премии, но и достаточно осторожности, чтобы не поехать в Стокгольм.
В 1974 году, когда студент юридического факультета Владимир Путин пошел наниматься в КГБ, Солженицына все же выдворили из страны. Того, что узник ГУЛАГа описал в романе "Архипелаг ГУЛАГ", опубликовав это произведение за границей, режим ему никогда не простил. Солженицын нашел приют на Западе у Генриха Белля. Бирман (Вольф Бирман - бард из Восточной Германии, был лишен гражданства ГДР в 1976 году. - Прим. ред.), который вскоре после него тоже поселился в гостевой комнате Белля, нашел там, надо надеяться, "не только солженицынских вшей", иронизировал восточногерманский драматург Петер Хакс.
В 1990 году, когда секретный агент Путин должен был покинуть ГДР, поле своей оперативной деятельности, ввиду ее окончательной и бесповоротной ликвидации, Солженицыну было возвращено прежнее гражданство.
В 2000 году, когда Путин только что стал президентом России, их пути впервые пересеклись: Путин посетил 82-летнего писателя у него дома, и между ними возникла взаимная симпатия. У Путина живой ум и "нет никакой личной жажды власти", вынес свой приговор Солженицын.
В 2007 году, а если точнее, то вчера, Путин подписал указ, в соответствии с которым Александр Солженицын награждается Государственной премией Российской Федерации. Процедура награждения пройдет 12 июня в Кремле.
Россия движется по удивительному пути. То, что на первый взгляд кажется абсурдным противоречием - дружба между офицером КГБ и жертвой КГБ - при более пристальном рассмотрении оказывается не лишенным логики. Солженицын хотя и был диссидентом, но не демократом и борцом за права человека, как Сахаров. Он не критикует узурпацию власти узким кругом элиты, он критикует отсутствие у нее морали. Его мечта - это нравственно обоснованный тоталитаризм. Поэтому начало тернистого пути России в ХХ веке - это для него не Октябрьская революция, а уже Февральская, поскольку она ослабила государство - брошюра Солженицына подобного содержания распространялась в марте по всей стране.
Итак, они сошлись в общем стремлении к сильному государству, обязательно православному, которому спецслужбы вовсе не помеха. В прошлом году Государственной премии удостоился Патриарх Московский Алексий II, который в советские времена был осведомителем КГБ. А лауреаты этого года в области науки - это три господина, которые отличились при создании стратегических атомных подводных лодок, вооруженных ракетами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях