Статьи по дате

The New York Times | 6 июня 2007 г.

Критикуя Путина, Буш говорит, что Россия уходит от реформ

Шерил Гей Столберг

Прага, Чехия. Президент Буш во вторник выступил с двойным обращением в адрес президента России Владимира Путина, с которым он через два дня должен встретиться в Германии. Буш осудил Путина за уход от демократических реформ, одновременно заверив российского лидера, что ему нечего опасаться в связи с размещением системы ПРО в Европе.

Буш выступил с упреком в отношении прав человека в первый день своего европейского турне на площадке, придающей его выступлению символический смысл: на конференции по демократии, одним из руководителей которой является бывший советский диссидент Натан Щаранский. Сторонники демократии и диссиденты из более чем 17 стран собрались в Чернинском дворце (в том самом зале, где был официально распущен Варшавский договор, детище СССР), чтобы послушать речь Буша.

После продолжительных рассуждений о свободе как о "нравственном императиве", в ходе которых он перечислял случаи нарушений прав человека по всему миру, от Мьянмы до Северной Кореи и Судана, Буш переключил внимание на Россию и Китай, объединив их как страны, отношения которых с Соединенными Штатами, как он сказал, довольно прочные, но в то же время сложные.

"Лидеры Китая считают, что они могут продолжать двигаться к открытой экономике, не делая более открытой политическую систему; мы с этим не согласны, - сказал Буш. - В России реформы, которые когда-то обещали обеспечить широкие полномочия гражданам, были спущены на тормозах, что чревато опасными для демократического развития последствиями".

Это является более негативной оценкой, чем те, которые давал президент Буш в прошлом, а, сравнивая Россию с Китаем, Буш рисковал вызвать гнев Путина.

Сравнение с Китаем было "довольно показательным повышением градуса риторики для администрации Буша", считает Эндрю Качинс, директор программы Россия-Евразия в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Особенно это справедливо потому, что в данном случае критика исходила от Джорджа Буша, а не от какого-либо другого представителя администрации.

В прошлом году, когда Буш встречался с критиками Кремля, он сказал им, что испытывает беспокойство в связи с состоянием демократии в России, но не будет публично читать Путину лекции на эту тему.

Президент Путин уже принял боевую стойку в связи с планами Буша установить сеть радаров и средств противоракетной обороны в Польше и здесь, в Чехии, хотя во вторник Буш повторил, что Путину не стоит воспринимать это предложение как угрозу.

"Я скажу ему: "Владимир - я называю его Владимиром, - тебе не надо бояться системы противоракетной обороны", - сказал Буш во время утреннего совместного с лидерами Чехии выступления в Пражском замке, возвышающемся на холме над городом.

"Собственно говоря, почему бы тебе не вступить с нами в сотрудничество в сфере противоракетной обороны? Почему не принять в этом участие совместно с США?"

Реакция Кремля была приглушенной. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал в телефонном интервью, что Путин "всегда ценил открытость президента Буша", добавив, однако, при этом: "Разумеется, мы не можем согласиться с некоторыми из сказанных им вещей".

Эти прозвучавшие одно за другим выступления были подготовлены Белым домом с целью подать взвешенный, но четкий сигнал Путину в тот период, когда российско-американские отношения достигли низшей точки за много лет. Буш часто говорил о необходимости продвигать демократию, и, озвучив эту тему перед особенно восприимчивой аудиторией, президент обеспечил себе этой речью редкую возможность избежать критики в отношении политики в Ираке.

"Самое мощное оружие в борьбе с экстремизмом - это не пули или бомбы, а всеобщее требование свободы", - сказал Буш, выступая перед слушателями, в числе которых были первый президент Чехии Вацлав Гавел и Канг Чол Хван, автор книги "Аквариумы Пхеньяна", где он описывает 10 лет, проведенные им в северокорейском концлагере.

"Свобода - это замысел нашего Создателя, к которому стремится наша душа, - продолжал Буш. - Свобода - лучший способ дать волю творческому и экономическому потенциалу нации. Свобода - это единственный способ общественной организации, который обеспечивает справедливость. И свобода человека - это единственный способ достичь соблюдения прав человека".

В некотором смысле эти выступления могли быть также частью стратегии Белого дома, имеющей целью разрядить обстановку в преддверии встречи с Путиным в четверг на саммите развитых промышленных стран "большой восьмерки" на балтийском побережье в немецком Хайлигендамме.

Двое лидеров, как ожидается, обсудят разногласия по поводу Косово, проблемы прав человека и ПРО, при этом в отношении сдерживания ядерных амбиций Ирана они могут прийти к согласию. Буш также пригласил Путина в свой семейный дом в штате Мэн в начале следующего месяца - необычная инициатива Белого дома в попытке наладить отношения с российским лидером. Кеннбанкпорт - дом родителей Буша, и ни один иностранный лидер не получал приглашения его посетить с тех пор, как президентом был отец нынешнего главы США.

Однако подход Буша вызвал критику со стороны двух лидеров российской оппозиции - Андрея Илларионова, бывшего советника Путина по экономическим вопросам, ныне старшего научного сотрудника Института Като в Вашингтоне, и Гарри Каспарова, экс-чемпиона мира по шахматам, возглавляющего "Объединенный гражданский фронт" - движение, занимающееся продвижением демократических свобод.

Илларионов сказал, что Запад "не разработал приемлемой для большинства и эффективной стратегии" взаимодействия с Путиным.

Каспаров, которого часто рассматривают как потенциального кандидата в президенты России, предостерег: "Если Буш надеется что-то выиграть за счет приватных бесед с Путиным, он заблуждается. Путин купается в атмосфере секретности. Он шпион КГБ - все, что происходит за закрытыми дверями, дает ему преимущество".

Каспаров сказал, что ему хотелось бы, чтобы критика Буша была ближе к более жесткому выпаду в адрес России Дэвида Крамера, помощника государственного секретаря США по Европе и Евразии, который на прошлой неделе в Балтиморе выступил с жесткой оценкой ситуации с правами человека в России. "Такие вещи должен говорить Джордж Буш", - сказал Каспаров.

Однако Белый дом заявил, что хочет понизить градус словесных баталий между странами. Путин несколько недель подряд бросает вызовы администрации Буша. Он завуалировано сравнил Соединенные Штаты с "третьим рейхом", посетовал на "диктат и империализм" США и предупредил, что у него не останется иного выбора, кроме как нацелить российские ракеты на Европу, если Соединенные Штаты осуществят свою программу по размещению там системы ПРО.

Эти заявления, сделанные в опубликованном в понедельник интервью, тут же вызвали в памяти воспоминания о холодной войне, и Путин никак не противодействовал этому сравнению, сказав: "Мы, конечно, возвращаемся к этому времени".

Однако президент Буш, стоя рядом с президентом Чехии Вацлавом Клаусом и премьер-министром Миреком Тополанеком, подчеркнуто отклонил все разговоры о возвращении к тем взрывоопасным временам. Оба лидера Чехии поддерживают план размещения ПРО, и голосование в парламенте должно состояться в этом году.

"Холодная война закончилась, - заявил президент. - Ее больше нет. Народ Чехии не должен выбирать между дружбой с Соединенными Штатами и дружбой с Россией. Можно быть другом обеих стран одновременно".

Буш покинул Прагу во вторник вечером, отправившись в Хайлигендамм, где он должен встретиться с канцлером Германии Ангелой Меркель для обсуждения основного пункта программы саммита "большой восьмерки" - климатических изменений. После встречи Буш планирует посетить Польшу - таким образом, встреча Буша и Путина в четверг окажется в обрамлении поездок президента США в страны предполагаемого размещения баз ПРО.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru