Frankfurter Rundschau | 6 июня 2008 г.
Мимика Москвы
Томас Кретер
Дмитрий Медведев, Барак Обама - если историю делают личности, то международную политику могут изменить харизматичный новатор в Белом доме и дружелюбный реформатор в Кремле. Меньше конфронтации, больше сотрудничества - это может значительно увеличить возможности и не таких влиятельных государств. Спорим, что в голову Ангеле Меркель тоже приходили такие мысли, когда она принимала в Берлине нового российского президента? Подобная ситуация означает и еще одно: больше ответственности для Германии, которая является номером 1 в "старой Европе".
Вот только самые главные вопросы из этого потока мыслей пока еще остаются без ответа: кто станет 44-м президентом Соединенных штатов? Что из себя на самом деле представляет Дмитрий Анатольевич Медведев? Предположим, он реформатор, но сможет ли он стать независимым от своего предшественника? Или, с другой стороны, в какой степени Владимир Путин в качестве премьера готов следовать по новому пути, заданному Медведевым? После встречи в ведомстве федерального канцлера госпожа Меркель что-то для себя уяснила, но далеко не все. Теперь она немного больше знает о намерениях своего гостя. О его пробивных способностях ей еще только предстоит узнать, ну, или не узнать.
Но не в меньшей мере важны и интересы наций. Независимо от игры мускулов и мимики того или иного президента Россия должна попытаться занять, по крайней мере, приблизительно ту позицию, которую занимала советская империя. В этой связи очень кстати, что новая руководящая элита страны не в последнюю очередь состоит из представителей экономики. И эта новая руководящая элита, по всей видимости, поняла, что советский медведь сгинул не от военного, а от экономического истощения.
Уже поэтому Москва заинтересована в хороших отношениях с Берлином. Россия - самый динамичный иностранный рынок для Германии, Германия - важнейший торговый партнер для России. Как видно на примере Китая, это не открывает сразу путь к подлинной демократии, но постепенно приближает к переходу к предсказуемым структурам правового государства.
В конце концов, это не только дешевле, но и эффективнее старой доброй коррупции. Этот основной экономический интерес может придать дружеское выражение и лицу свирепого господина Путина. Если Россия хочет получить доступ к европейским энергетическим сетям, она должна непременно гарантировать покупателям своего газа безопасность поставок. Это так, к слову.
Надежное развитие германо-российских экономических отношений на фоне прохлады в отношениях ведущих политиков показывает, что демонстрация чувства собственного достоинства не вредит контактам с Москвой. И Ангела Меркель никогда не рассматривала свои заявления в защиту прав человека и в Китае, и в России только как гуманитарный жест - в первую очередь это позиция демократической нации.
Если Меркель удастся наладить с Медведевым лучшие отношения, чем с его предшественником, это не повредит. Напротив. Эти отношения не обязательно должны превращаться в мужскую дружбу, как между Шредером и Путиным, или в душевные посиделки в сауне, как во времена Коля и Ельцина. Важнее - надежность и готовность доверять. Это касается Меркель, Медведева, Обамы - или Джона Маккейна.
Также по теме:
Русский "родственник" озадачил Европу (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях