Financial Times | 6 июня 2008 г.
Риски России
Редакция
Проблемы с партнерами-олигархами и с российскими властями, с которыми столкнулось совместное предприятие BP, указывают на то, что бизнес в России по-прежнему сопряжен с большими рисками.
Случай с ТНК-BP отличается от истории с ЮКОСом, которая являлась проектом государственной власти в чистом виде, хотя ситуация выглядит так, будто руководители BP в совместном предприятии стали жертвами притеснения.
Чтобы начать расследование в иностранной компании по поводу нарушений закона о найме рабочей силы или неуплаты налогов, вмешательство правительства не требуется. Тем не менее, этот случай является наглядной иллюстрацией центральной проблемы России: слабые институты власти означают, что правовые нормы применяются случайным образом и находятся в зависимости от власти и денег.
Кремль не является единственной причиной проблем ТНК-BP, но его политика способствует созданию атмосферы, в которой обязательства обесцениваются.
Правительство поощряло вольное толкование чиновниками закона в ряде случаев, и самым вопиющим примером стало дело ЮКОСа. Нет ничего удивительно, что должностные лица столь же избирательно относятся к применению закона.
Когда государственные институты притесняют иностранные компании, а частные лица избегают выполнения своих контрактных обязательств, правительства не должны оставаться в стороне, оставляя акционеров наедине со своими проблемами.
Некоторые компании всегда будут стремиться присвоить себе все, что плохо лежит, и в отсутствие правильно функционирующих институтов российские компании могут присвоить многое. Если государство отказывается вступиться и применить силу закона, победителем станет не тот, кто прав, а тот, кто жестче и не идет на компромиссы.
Этот закон джунглей означает, что партнеры являются не союзниками, а конкурирующими друг с другом хищниками. Более того, инвесторы сделают все возможное, чтобы не допустить справедливого применения закона. Иностранные компании получили представление о том, какими могущественными и предвзятыми могут быть органы власти и суды в российской глубинке. Президент Дмитрий Медведев был первым, кто признал это. В интервью Financial Times в марте он назвал Россию страной "правового нигилизма" и отметил, что задача по постройке институтов власти будет колоссальной. Он предпринял некоторые шаги в этом направлении, желанные, но очень скромные.
Нет признаков того, что Россия в ближайшем будущем станет более безопасной для бизнеса. На данный момент инвесторы должны осознавать, что риски прочно укоренились здесь, а русские - что в конечном итоге им придется за них расплачиваться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях