The Sunday Times | 6 июня 2011 г.
Борьба в киберпространстве обходится нам в миллиарды
Миша Гленни
"Хакерство представляет собой растущую угрозу для частных лиц, предприятий и даже государств. Знакомьтесь с воротилами киберпреступности и теми, кто за ними охотится", - приглашает британский еженедельник The Sunday Times.
Как показали февральские отчеты Агентства кибербезопасности и компании Detica, киберпреступность отбирает у британской экономики 27 млрд фунтов ежегодно и эта цифра растет в геометрической прогрессии. "Распространение культуры хакерства" приводит к тому, что ценз на вход в это сообщество снижается: уже сейчас существует рынок готового вредоносного ПО, с помощью которого преступники могут организовывать атаки, не имея никаких компьютерных навыков. Именно из таких готовых элементов был, по мнению исследователей Джеймса Фарвелла и Рафаля Рогозински, собран вирус Stuxnet, с помощью которого в прошлом году была проведена атака на иранские заводы по обогащению урана.
По наблюдениям Гленни, автора книги о преступности в киберпространстве, хакеры в большинстве случаев "не имеют стандартной биографии преступника". Это, "как правило, вежливые, погруженные в собственные размышления одиночки", получающие удовольствие от "исследования всевозможных лазеек интернета", зачастую очень умные. Им нет нужды прибегать к насилию, поскольку они уверены, что их никому не поймать. "Хотя я говорил с несколькими арестованными [хакерами], приходилось мне общаться и со многими из тех, кого не поймали и вряд ли когда-нибудь поймают", - пишет Гленни.
Макс Вижн, он же Мороженщик, в конце 1990-х зарабатывал поиском уязвимых мест в сетях крупных корпораций, но затем "перешел на темную сторону" и через сайт DarkMarket стал промышлять так называемым кардингом - торговал крадеными данными о кредитных карточках и взламывал банковские счета. Однако взламывают далеко не только персональные компьютеры частных лиц: на заре своей преступной карьеры Вижн в порядке "невинного исследования" обнаружил слабые места компьютерных систем всех американских правительственных учреждений, включая центры ядерных исследований Министерства обороны. Он залатал эти прорехи, оставив для себя лишь маленькую норку, через которую мог проскользнуть он один. "Вашингтону повезло, что эту находку сделал Макс, а не хакер, получающий зарплату от правительства другой страны", - продолжает Гленни. Однако власти этого не оценили и решили в показательных целях арестовать Вижна - "именно в тюрьме его наняли прознавшие о его способностях бандиты".
Соединенные Штаты еще в прошлом году признали киберпространство полноценной средой военных операций - наряду с сушей, водой, воздухом и космосом. "Пентагон ежегодно тратит миллиарды долларов на университетские кафедры, чтобы создать наступательный потенциал для действий в виртуальном мире". Предполагается, что "современное кибероружие" также имеется у Франции, России, Китая, Израиля, Великобритании и Индии. "Во времена холодной войны Америка и Советский Союз понимали, сколько "ресурсов" (ядерных боеголовок и средств их доставки) имеется у их противника и где они находятся. В кибервойне ваш "ресурс" - это потенциальная уязвимость вашего противника. Это подстегивает превентивное зондирование сетей. "Это как семимерная шахматная доска - с той разницей, что вы никогда не знаете, с кем вступаете в контакт и какие у него намерения", - цитирует Гленни швейцарского футуролога Бруно Джуссани.
"В США (и в меньшей степени в Западной Европе) полиция и прокуратура добиваются для наиболее эффективных хакеров длительных сроков заключения, тогда как в Китае, России и Израиле органы безопасности кооптируют их на службу государству. По мнению американских сыщиков, невысокие показатели России по арестам среди хакеров объясняются тем, что Москва позволяет хакерам использовать Россию в качестве базы, а те взамен предоставляют свои умения в распоряжение КГБ... Возможно, пришло время Вашингтону и Лондону последовать примеру Москвы и Пекина, задействовав такие ценные кадры, как Вижн, в настоящих делах, вместо того чтобы сажать их за решетку", - заключает Гленни.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях