The Observer | 6 марта 2001 г.
В России разразилась кинодрама с оскорблениями
Амелия Джентльмен
Началась яростная борьба за контроль над крупнейшей российской киностудией ?Мосфильм?. Министр культуры обвиняет директора киностудии в том, что он превратил часть исторических помещений ?Мосфильма? в фабрику по изготовлению пластиковых бутылок.
На прошлой неделе директор студии назвал эти обвинения возмутительной клеветой и заявил, что разработанный министерством культуры план приватизации государственной студии приведет к ?разрушению российского кинематографа? и станет ?катастрофой для культурного наследия страны?.
Открытая вражда между двумя самыми влиятельными лицами российского кинематографа выплеснулась на всеобщее обозрение за несколько дней до срока подписания Владимиром Путиным президентского указа, отменяющего запрет на приватизацию киностудий.
В результате должна начаться радикальная реорганизация киноидустрии. Сценой драматической борьбы за контроль над ней уже стал "Мосфильм".
Эта киностудия, занимающая большой участок земли в центре Москвы, сыграла главную роль в развитии росийского кинематографа в двадцатом веке. В 1924 г., вскоре после создания, студия приобрела большое влияние и получила возможность приглашать ведущих режиссеров. Здесь Сергей Эйзенштейн снял свой шедевр ?Иван Грозный?. Здесь поставил многие свои известные картины Андрей Тарковский.
Предприятию удалось пережить финансовые сложности беспокойных 90-х годов, сократив количество выпускаемых фильмов и сдавая оборудование и съемочные павильоны западным компаниям. ?Мосфильм? по-прежнему находится в тяжелом экономическом положении, но сотрудники киностудии уверены, что худшее позади. На прошлой неделе раздоры с министерством культуры поколебали их уверенность.
Суть дискуссии отчасти непонятна в силу экстравагантности обвинений. Генеральный директор ?Мосфильма? Карен Шахназаров заявил, что кинопромышленность еще слаба, и на ней пока нельзя зарабатывать. ?Через пять лет, когда российское кино встанет на ноги, можно будет начать приватизацию. Но в силу того, что эта индустрия не приносит прибыли, у новых собственников появится соблазн реструктурировать ?Мосфильм? так, чтобы можно было зарабатывать деньги, - сказал он. - Мы подозреваем, что любой частный инвестор начнет использовать ценный участок земли, на котором мы расположены, и здесь вместо киностудии появятся казино, гостиницы и квартиры. Это приведет к катастрофическим последствиям для российской культуры?.
Напомнив о том, что приватизация многих государственных активов сопровождалась коррупцией, он предупредил, что нет никаких гарантий того, что студия попадет в хорошие руки.
Российский министр культуры Михаил Швыдкой говорит, что эти опасения безосновательны. По его словам речи о полной приватизации пока не идет. Он обвинил Шахназарова в плохом финансовом управлении и в том, что нынешний директор сам пытается извлечь прибыль из государственного предприятия, сдавая недвижимость студии производителям мебели, авторемонтным мастерским и (самое губительное), построив на территории киностудии завод по производству пластиковых бутылок.
Никаких признаков такого завода на территории ?Мосфильма? нет. В большинстве из 13 студий идут съемки. Источником постоянной прибыли являются рекламные ролики, видеоклипы и телесериалы, но деньги удается заработать также за счет продажи прав на показ 1500 оставшихся фильмов телекомпаниям. ?Мосфильм? окупается, предоставляя различные услуги западным предприятиям, например выдавая им для съемок хранящиеся на складах костюмы. На прошлой неделе сотни советских костюмов шестидесятых годов были предоставлены для съемок фильма-катастрофы с Харрисоном Фордом.
Художественные фильмы утратили актуальность. В прошлом году на ?Мосфильме? было снято всего три картины - отчасти в связи с отсутствием средств, отчасти в связи с ограниченным интересом россиян к отечественному кино. В 1999 г. ни одна из новых восьми кинокартин ?Мосфильма? не была куплена московскими кинотеатрами.
Но правительственные чиновники и кинорежиссеры единодушны в том, что в кинопромышленности появились признаки возрождения. Заместитель министра культуры Александр Голутва говорит: ?Хотя российская киноиндустрия пока находится в тяжелом состоянии, худшее уже позади?.
По его словам, в такой обстановке сдержанного оптимизма следует думать о приватизации студий. ?Это будет делаться постепенно и осторожно, чтобы не изменился характер студий, чтобы они продолжали снимать кино. Идея состоит не в том, чтобы немедленно продать студии, а в том, чтобы создать такую возможность в будущем?.
Но Шахназарова не покидает тревога. ?Мосфильм? сделал огромный вклад в развитие кинематографа в прошлом веке, - заявил он. - Это не просто бизнес. Это культурное учреждение, не менее важное, чем ?Эрмитаж? или Большой театр. Его надо сохранить?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях