Panorama | 6 марта 2006 г.
Выдуманные болезни
Кьяра Пальмерини
Придумываются новые синдромы, факторы риска расцениваются как патологии, возрастные изменения считаются серьезными нарушениями - таким образом фармакологическая промышленность превращает всех нас в пациентов. Чтобы продавать больше лекарств.
Интересная история была опубликована в одном из последних номеров информационного бюллетеня по лекарственным препаратам. С конца 1980-х годов в Риме периодически начали собираться группы специалистов по заболеваниям кишечника с целью обсуждения всех болезней, которые могут возникнуть в ЖКТ. До последнего времени было тщательно описано 21 заболевание, в том числе и хронический запор, который возникает у тех, кто "спонтанно" не опорожняется как минимум три раза в неделю в течение более 6 месяцев.
Рвение экспертов принесло свои плоды, иронизирует издание, поскольку в ходе клинического испытания выяснилось, что тегасерод (препарат, который уже продается в США и ожидает одобрения в Италии) способствует увеличению спонтанных опорожнений на одно каждые две недели, по цене почти 100 долларов за каждое дополнительное "событие".
Умножая число дополнительных "событий" на число заинтересованных лиц (согласно последним данным, в Италии около 4 млн страждущих), становится понятной щедрость, с которой различные фармакологические компании годами финансировали научные симпозиумы в Риме и ассоциации пациентов, специально созданных, чтобы привлечь внимание к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Можно посмеяться, если бы этот вопрос не был настолько серьезным, поскольку хронический запор и синдром colon irritabile - две стороны одной медали, два примера из числа многих, свидетельствующих о том, как фармацевтическая промышленность, чтобы обеспечить постоянный рост рынка, превращает обычные жизненные явления, легкие и возрастные расстройства в потенциально серьезные заболевания, для лечения которых необходимо принимать препараты. По поводу этого феномена начинают бить тревогу врачи, ученые и журналисты. В апреле выйдет исследование журналиста-медика Йорга Блеча "Изобретатели болезней", а несколько месяцев назад уже опубликована книга Рея Мойнихена и Алэна Касселза "Лекарства, которые приводят к болезням".
Стоит подойти к проблеме серьезно. Остеопороз: согласно оценкам, публикуемым в прессе, к группе риска относится около половины людей, достигших 65-летнего возраста. Холестерин: несколько недель назад были опубликованы данные, указывавшие на то, что каждый второй итальянец находится на пороге риска. А депрессия? Такое впечатление, что ею охвачены 330 млн человек и 90% лечатся неправильно. Мы действительно все больны? Что-то не верится. Еще и потому, что один из руководителей фармацевтической промышленности любезно сообщил: "Если суммировать все данные, то каждый из нас в среднем должен иметь 20 заболеваний".
Речь идет о феномене, появившемся по простой причине. Блеч писал: "Чтобы постоянно поддерживать отмечавшийся в последние годы рост, индустрия здоровья должна все чаще прописывать лекарства здоровым людям". Как рассказывают Рей Мойнихен и Алэн Касселз, еще 30 лет назад директор Merck Генри Гэдсден накануне ухода на пенсию очень огорчался по поводу того, что может продавать лекарства только больным, и мечтал о рынке, на котором бы "все" были клиентами его компании.
Механизмы, к которым прибегают компании, и масштабы их деятельности ошеломляют. "Монополизирована вся медицина, от клинических исследований препаратов до научных журналов, медицинских конгрессов, просветительских кампаний и прямой и скрытой рекламы", - утверждает Никола Магрини, директор Ceveas, Центра оценки эффективности медицинской помощи. Маркетинговые стратегии фармацевтической промышленности эффективны, а методы "создания" новых заболеваний отработаны. Об этом подробно рассказывает Мойнихен и посвящает каждому отдельному случаю главу своей книги, от холестерина до гипертензии, от депрессии до женской половой дисфункции.
Например, глава "Мы все находимся в депрессивном состоянии". "Вам бывает грустно, вы потеряли интерес к окружающему миру, у вас проблемы со сном или вам трудно сконцентрироваться? Эти и другие симптомы, если они проявляются каждый день по меньшей мере в течение двух недель, могут указывать на то, что у вас депрессия", - говорится на одном интернет-сайте, рекламирующем антидепрессант. В ряде стран в 1990-е годы объем продаж таких препаратов увеличился втрое, хотя, согласно исследованиям, положительный эффект от них гораздо скромнее, чем обещает реклама.
Благодаря некоторым, достаточно спорным исследованиям, выявлялись проблемы, острота которых сильно преувеличивалась. Несколько лет назад начали повторять, что треть населения страдает от психических заболеваний, депрессии и т.д. Как рождаются такие цифры? В различных странах проводятся исследования, заказанные и профинансированные фармацевтической промышленностью. Вот типичный вопрос: "Приходилось ли вам испытывать грусть и апатию в течение более двух недель в этом году?" И этот вопрос используется как один из диагностических критериев. Позитивный ответ фиксируется в разделе "депрессия", и в конечном итоге таких людей оказывается целая армия.
Но могут применяться и другие трюки: один из факторов риска - пониженная плотность кости - превращается в настоящую болезнь, остеопороз. Или же занижаются пороги нормального уровня определенных параметров: холестерина, артериального давления, гликемии - и автоматически число больных удваивается или утраивается.
Что же получается, специалисты, которые проводят опросы, подкуплены? "Очень часто они выполняют заказ и считают себя независимыми. Некоторые действительно таковыми являются. Другие же просто не отдают себе отчет в том, что невольно становятся проводниками рекламы", - говорит Марко Боббио, кардиолог клиники Molinette в Турине, который одним из первых затронул тему конфликта интересов медицины.
Проводя заказные исследования и опросы, фармацевтические компании получают запланированные результаты. Имеется много путей достижения цели. "Для научных конгрессов, - пояснят Бобби,- фармакологические компании подбирают темы и платных выступающих. Медики принимают участие в таких симпозиумах и думают, что получают научную информацию, подготовленную специалистами. На деле же эта информация обусловлена экономическими интересами. Следует заявить об этом открыто".
Подобные маркетинговые стратегии производят впечатление лишь потому, что речь идет о здоровье. "Во всем остальном, - говорит Франко Белле, бывший научных консультант, - лекарство - как булочка. К нему применяются те же маркетинговые методы, что и к товарам широкого потребления".
По сути, еще 30 лет назад философ -"еретик" Иван Ильич в "Медицинском возмездии" говорил о "парадоксальном вреде медицинской системы, которая не знает пределов" и описывал общество-клинику с гражданами-пациентами. Многие болезни, к сожалению, реальны, мучительны, смертельны. Вместе с тем, утверждает Мойнихен, очень часто проблемы со здоровьем у человека настолько незначительные или проходящие, что лучше не обращать на них внимания.
Гиппократ почти 2500 лет назад советовал: "Для больного чем меньше лекарств, тем лучше". И для здорового - тоже лучше.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях