Статьи по дате

The Telegraph | 6 марта 2006 г.

Жертвы Американской киноакадемии

Марк Ли

Американская киноакадемия имеет давнюю историю ошибочных решений

Аль Пачино, бесспорно, величайший киноактер из ныне живущих. Он был незабываем в роли хладнокровного, бесстрастного и жестокого Майкла Корлеоне в трилогии "Крестный отец" и сыграл множество сильных ролей, включая такие картины как "Собачий полдень", "Лицо со шрамом" и "Схватка". Какая же из этих работ, изучаемых в институтах, принесла ему единственного "Оскара"? Удивительно, но это был отвратительный "Запах женщины" 1992 года, где он был самым красивым, большеглазым и утомительным. И это в тот год, когда актер и режиссер Клинт Иствуд, возрождая вестерн, сыграл свою лучшую роль в "Непрощенном".

Конечно, удивление - неадекватный ответ на выбор, сделанный Киноакадемией. Накануне 78-й церемонии вручения наград нам пора бы привыкнуть к тому, как часто настоящий талант остается незамеченным, к вероятности того, что голливудское сообщество, когда его просят судить коллег, вынесет бессмысленный вердикт.

Еще меньше, чем Аль Пачино, получившему Оскара за "не ту" роль, везет исполнителям, не менее почитаемым и любимым, которым ни разу не довелось поднять в воздух золотую статуэтку.

Голливуд приближается к своему столетию (первая студия открылась там в 1911 году), и если бы надо было выбрать одного актера, воплотившего в себе очарование, славу и магию первых 100 лет кино, мало кто подошел бы больше, чем Кэри Грант. Но при всем своем обаянии, уме, красоте и постоянном присутствии на экране он был номинирован только дважды за всю свою карьеру, состоящую из 73 фильмов (за "Грошовую серенаду" в 1941 году и за "Только одинокое сердце" (None But the Lonely Heart) тремя годами позже). На сцену его вызвали лишь в 1969 году, через три года после его последнего фильма. Он получил почетную награду "за уникальное мастерство, в знак уважения и любви коллег". Похвальное чувство, но выраженное с большим опозданием.

Двумя годами раньше та же судьба постигла одного из самых блестящих и нетрадиционных режиссеров, работавших в Голливуде: Альфред Хичкок получил премию памяти Ирвинга Тальберга. Признание не просто запоздало - с момента его первой номинации прошло почти 30 лет. Премия Тальберга вручается не режиссерам, а продюсерам.

Вундеркинды редко производят впечатление на Академию. Не достигший 30-летия гений Орсон Уэллс открыл новые возможности режиссуры в "Гражданине Кейне" (1941), однако единственную награду он получил за сценарий, написанный им в соавторстве.

Любопытная параллель: спустя 53 года, когда Квентин Тарантино встряхнул Голливуд блистательным "Криминальным чтивом", он был номинирован в категории "лучший режиссер", но, как и Уэллс, должен был удовольствоваться "лучшим сценаристом". В 1970 году (через три десятилетия после "Гражданина Кейна") Уэллсу вручили статуэтку "за артистизм и многосторонность". Если история повторится, Тарантино может надеяться на получение такой же в 2023 году.

Стивен Спилберг, голливудский вундеркинд 1970-х годов, должен был сделать десяток триумфальных боевиков, прежде чем Академия признала его существование за "Список Шиндлера". Позже Спилберг назвал "Оскара" "величайшей честью, какую может оказать индустрия", добавив: "Поднявшись на сцену, я сказал, что это глоток воды после долгого путешествия по пустыне. Именно такими были мои ощущения".

Если это так, Мартин Скорсезе должен испытывать опасное обезвоживание. Несмотря на номинации за "Разъяренного быка", "Последнее искушение Христа", "Славных парней", "Банды Нью-Йорка" и "Авиатора", он так и не был награжден, возможно, потому, что многим его фильмам присущи крепкие выражения и отвратительные сцены насилия.

Среди тех, кого регулярно унижают на раздаче "Оскара", Том Круз, которого читатели журнала Empire недавно назвали "величайшей кинозвездой всех времен".

Что сказать о величайшем киносимволе - забавной, трагичной, хрупкой, выносливой и блестящей Мерилин Монро? Ни одной номинации.

Когда речь идет о голосовании в категории "лучший фильм", академиков порой можно простить за промахи. Взять, например, монументальную картину Джона Форда "Дилижанс" (Stagecoach), которую считают первым современным вестерном - она не победила. Не победила и фэнтези Виктора Флеминга "Волшебник из страны Оз". Причина в том, что обе картины были номинированы в 1939 году, когда эпопея "Унесенные ветром" опередила всех, получив 10 наград. Это был невозможный выбор.

Аналогичная дилемма возникла в 1950 году, когда были номинированы два великих фильма. Как можно выбирать между картинами "Все о Еве" (со стареющей Бетт Дэвис) и "Бульваром Сансет" (со сломленной Глорией Свэнсон)? Предпочтение отдали первой.

Конец 1970-х годов ознаменовался множеством фильмов о Вьетнаме: Америка отвечала на свои недавние авантюры в Юго-Восточной Азии. В результате в 1978 году "Охотник на оленей" Майкла Чимино соперничал с "Возвращением домой" (незаконная любовь Джейн Фонды к парализованному ветерану Джону Войту).

"Охотник на оленей" одержал справедливую победу, но представьте себе, как труден был бы выбор, если бы Фрэнсис Форд Коппола выпустил свой безумный шедевр "Апокалипсис сегодня" (секс, наркотики, рок-н-ролл и вертолеты) тогда же, а не через год. Возможно, "Апокалипсис сегодня" не стал "лучшей картиной" 1979 года из-за успеха Чимино: трудно поверить, что кто-то действительно счел фильм "Крамер против Крамера" (слезливую драму о разводе в семье с милым ребенком) большим достижением в искусстве.

Так кто же из обладателей "Оскара" в номинации "лучшая картина" получил бы премию в категории "наименее достойный"? Среди (субъективно выбранных) номинантов: "Простые люди", "Язык нежности", "Шофер мисс Дейзи" и "Титаник". Но победителем, опередившим всех на милю, является "Форрест Гамп". Потому что жизнь - это и правда не коробка конфет.

Источник: The Telegraph


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru