The Wall Street Journal | 6 марта 2006 г.
Бизнесмен против Кремля. Война на износ
Дэвид Кроуфорд
Активы у Седельмайера отобрали в России в 1990-е годы. В конце концов он одерживает победу в суде
Франц Седельмайер был не первым западным бизнесменом, понявшим, что Кремль обманул его во время золотой лихорадки 1990-х годов в России. Но он, наверное, первый, кто получил все, что причитается ему по закону.
Суд в Германии только что отдал под его контроль принадлежащий России жилой комплекс в Кельне стоимостью 40 млн долларов, который в свое время был форпостом КГБ. Решение от 15 февраля принято через 11 лет после того, как российские власти конфисковали активы Седельмайера стоимостью более 3 млн долларов, закрыли его компанию в Петербурге и превратили ее офис в дом тогдашнего президента Бориса Ельцина.
Все это время 42-летний эксперт по безопасности из Мюнхена обращался в разные суды, пытаясь отобрать тот или иной кремлевский актив. Используя опыт и шпионские связи в поиске объектов для атак, он пробовал конфисковать российское рефинансирование европейских налогов и платежи компании Lufthansa Airlines Москве за полеты в воздушном пространстве России. Он заставил немецкого судебного пристава наложить арест на экспонаты торговой ярмарки, где российский президент Владимир Путин принимал гостей. Другой судебный пристав наметил наложение ареста на российский авиалайнер. Наконец он получил свою награду в Кельне, используя земельные документы.
"Они шли на все, чтобы помешать исполнению моих планов, - сказал Седельмайер о российских чиновниках, противопоставлявших дипломатическую неприкосновенность некоторым из его исков. - Но здание не убежит".
Добиваясь компенсации
Арбитражные суды разных стран выносят решения в пользу многих западных бизнесменов, потерявших инвестиции в результате неправомерных, по их мнению, решений российских властей в 1990-е годы. Все говорят, что в первые дни постсоветской либерализации и совместных предприятий российские партнеры, конкуренты или государственные структуры отбирали западные активы, когда инвестиции становились ценными. Американские Subway Sandwiches и Kola Salmon Fishing, канадская Archangel Diamond Corp. и бывшие американские владельцы Moscow Country Club, среди прочих, до сих пор добиваются компенсации за отобранные активы.
Дело Седельмайера типично, нетипично его упорство. Уйдя из армии Германии, Седельмайер работал у своего отца в Мюнхене, поставляя бронежилеты по образцу заказчика и миниатюрные коммуникационные устройства немецкому спецназу. Но он мечтал о собственном предприятии. После 1989 года, когда в России и Восточной Европе начались политические перемены, он поехал в Петербург и создал свою компанию. Он договорился о 25-летней аренде виллы, где отдыхали советские министры, и потратил более 2 млн долларов на ее превращение в центр для проведения конференций и место обучения сотрудников служб безопасности.
Чтобы улучшить деловые отношения, Седельмайер бесплатно снабдил российских спецназовцев современной формой и снаряжением. Раз в месяц Седельмайер открывал бочонок пива для друзей и коллег. "Это было место, где спецагенты могли встречаться и обмениваться информацией", - вспоминает он. Но он говорит, что не давал взяток и рассердил некоторых из тех, с кем он общался.
Заметное место привлекло внимание советников президента. В декабре 1994 года появился президентский указ об экспроприации имущества как части петербургской резиденции Бориса Ельцина. В течение года Седельмайер сопротивлялся выселению, отказываясь сдвинуться с места, даже когда вооруженные люди штурмовали здание в октябре 1995 года.
Во время противостояния, длившегося три месяца, Седельмайер ходил мимо круглосуточных милицейских постов среди зданий комплекса, где он и жил. Постепенно милиция опечатывала двери, ограничивая передвижения Седельмайера и 150 его сотрудников. Власти не выселяли его силой, но, после того как он уехал к умирающей бабушке, ему не разрешили вернуться, а личное имущество конфисковали.
Седельмайер выиграл дело в Международном арбитражном суде в Стокгольме в июле 1998 года, но Москва отказалась выполнить судебное решение. Правительство Германии отказалось вступиться за Седельмайера. И он начал искать, что он может отобрать в ответ.
Чтобы сэкономить деньги, он подавал иски по снижению судебных издержек, понимая, что они могут увеличиться, если суд даст ему право действовать. "Мне пришлось выяснять, что я могу сделать сам, а потом идти на ухищрения, чтобы сократить расходы", - сказал он. Однако, по его словам, он потратил почти миллион долларов.
Провокационные иски
В 2001 году Седельмайер подал первый провокационный иск - требование наложить арест на платежи Lufthansa Airlines России за полеты в российском воздушном пространстве. Дело ушло в Верховный суд Германии. В сентябре был вынесен вердикт, что Lufthansa несправедливо пострадает, так как Россия грозит отменить ее полеты. Тем временем Седельмайер подал иск о наложении ареста на российское рефинансирование налога на добавленную стоимость в Германии. Суды решили, что эти средства защищены дипломатическим иммунитетом.
Седельмайер также начал выслеживать российскую недвижимость. Действуя по наводке своего друга из шпионских кругов, он посетил бывший комплекс КГБ в роскошном районе недалеко от центра Кельна. Затем, в риэлторской фирме, находящейся всего в одном квартале оттуда, Седельмайер установил, что три документа помечены "Российская Федерация".
Сначала он не мог подать иск, так как зарегистрированным владельцем был Советский Союз, а он вел дело против Российской Федерации. Но он проверял список владельцев в Кельне "каждые пару месяцев", сказал он. "И в конце 2002 года появился новый владелец - Российская Федерация".
Расследование в связи с отмыванием денег
Как явствует из судебных документов, через неделю после того, как российское посольство в Берлине проконсультировалось по поводу иска, прокуратура Петербурга начала расследование в связи с отмыванием денег Седельмайером. Никаких обвинений не было предъявлено. В июле 2003 года российский представитель из Москвы позвонил жене Седельмайера и предупредил о "серьезных последствиях", если ее муж не откажется от претензий. В письме в ответ на жалобу Седельмайера по поводу этого разговора российский чиновник заявил, что имелось в виду "применение всех правовых мер".
Дела раскручивались, а тем временем Седельмайер в 2005 году пришел на Ганноверскую ярмарку с судебным исполнителем в надежде конфисковать компьютеры, камеры и оборудование, выставленное российскими государственными компаниями в павильоне, где в роли хозяина выступал президент Путин. Седельмайер говорит, что у него сильно билось сердце, когда он приехал, но его ждало разочарование: пристав сказал, что придется ждать до закрытия ярмарки, а к этому моменту забирать было уже нечего.
Недавно Седельмайер договорился с другим судебным приставом о наложении ареста на российский авиалайнер, который должен прилететь на крупнейший авиасалон в Германию. "Я хочу оказывать давление, пока мне не выплатят все до копейки", - сказал Седельмайер.
Теперь он может взимать с российских беженцев, живущих в настоящее время в здании в Кельне, арендную плату, составляющую около 29 тыс. долларов в месяц, пока оно не будет продано. Окончательное решение примет управляющий, назначенный судом.
Суд также решит, кто получит деньги, оставшиеся после выплаты Седельмайеру, которому с процентами причитается 5 млн долларов. Одним из претендентов является правительство Украины, которое утверждает, что ему принадлежит 16,33% всего, чем владел СССР.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях