The Washington Post | 6 марта 2008 г.
Россия вкладывает десятки миллионов в отмывание своего имиджа за границей
Питер Финн
В начале 2004 года Светлана Миронюк стала генеральным директором российского информационно-новостного агентства РИА "Новости" и обнаружила, что этот отпрыск глобальной пропагандистской машины СССР дышит на ладан.
Некоторые журналисты до сих пор пользовались печатными машинками, оставшимися от коммунистического режима. Агентство выпускало всего лишь одну газету на английском языке, Sputnik, которая теоретически распространялась путем продажи в Великобритании, хотя Миронюк отмечает, что не смогла найти подтверждений этому. В суровом здании московской штаб-квартиры "Новостей" обосновались турагенства и стоматологи.
"Ситуация была отчаянная", - говорит Миронюк.
Теперь все иначе. В недавно отремонтированном офисе есть оборудованный по последнему слову техники отдел новостей: мониторы с плоским экраном и круглый рабочий стол, - где 300 журналистов ежедневно распространяют мультимедийный пакет известий, адресованный международной аудитории.
РИА "Новости" вносит свой вклад в массированные усилия российских властей, направленные на формирование и проецирование в мир имиджа страны, где экономика переживает бум, а демократия развивается. Кампания призвана служить противовесом тому, что правительство и многие россияне считают неослабевающей и несправедливой западной критикой упадка политических свобод при президенте Владимире Путине. Кстати, Путин собирается передать свой пост - но, возможно, лишь малую часть своей власти - Дмитрию Медведеву, лично отобранному преемнику, который в минувшее воскресенье победил на выборах.
Накопив валютные резервы благодаря торговле нефтью и природным газом, Кремль вкладывает десятки миллионов долларов в различные виды публичной дипломатии. Среди них есть новые СМИ, адресованные зарубежной аудитории; фонды по пропаганде русского языка и культуры по всему миру; конференции, призванные очаровывать представителей Запада, чье мнение весомо; неправительственные организации, которые обосновываются в западных столицах с тем, чтобы внимательно отслеживать недостатки западной демократии.
Кремль заключил контракт с гигантским американским пиар-агентством Ketchum Inc., чтобы "помочь правительству поведать его историю об экономическом росте и благоприятных возможностях, созданных для граждан страны", говорит один из топ-менеджеров агентства Рэнди Деклин. Он отказался вдаваться в подробности деловых взаимоотношений между фирмой и клиентом, которые начались с саммита "большой восьмерки", который Россия проводила в Санкт-Петербурге в 2006 году.
Эта кампания свидетельствует, что у российского правительства и общества возродилась уверенность в себе, а также убежденность в том, что страна является фактором глобальной политики и имеет дипломатический, военный и экономический вес.
"Все решает влияние", - отметил Вячеслав Никонов, советник Кремля с большим стажем, глава нового фонда "Русский мир", распределяющего гранты. "Русский мир" получает от российского государства 20 млн долларов в год на пропаганду русского языка. По словам Никонова, россияне изучают, как американские неправительственные организации действуют во всем мире с целью продвижения определенных взглядов. Однако, добавляет Никонов, "нам очень, очень далеко до того, что делают американцы. Мы в этом студенты, первокурсники".
Некоторые оценивают эти усилия скептически, полагая, что никакими стараниями по улучшению имиджа невозможно компенсировать или хотя бы умерить глубоко укорененное беспокойство по поводу централизации власти при Путине и исчезновения конкуренции в политической жизни России.
"Если бы мне поручили улучшить имидж России на Западе, я бы в первую очередь рекомендовал: не арестовывайте Гарри Каспарова и допустите Михаила Касьянова участвовать в президентских выборах", - говорит Майкл Макфол, специалист по России из Стэндфордского университета, сотрудник Hoover Institution, старший советник по делам России при избирательном штабе сенатора Барака Обамы (демократ, Иллинойс).
Каспаров, экс-чемпион мира по шахматам, - ярый противник Путина. Касьянов, бывший премьер-министр России, не был допущен к участию в президентских выборах 2 марта.
"В плане пиара это плохо, очень плохо, и я бы добавил, что это еще и неудачный политический курс, который невозможно загладить, сколько бы вы ни заключали контрактов с Ketchum, сколько бы ни вкладывали деньги в телекомпании или фонды", - отмечает Макфол.
Телеканал Russia Today, созданный в апреле 2005 года, вещает на английском и арабском языках, а вскоре планирует начать испаноязычное вещание. На первый взгляд его передачи очень напоминают CNN, но порой канал благоговейным тоном "болеет" за Кремль.
Никонов назвал этот телеканал "слишком дилетантским" и о многих других усилиях высказался пренебрежительно: "Иногда люди тратят кучу денег на ерунду".
Как нам сообщили в пресс-службе канала, главный редактор Russia Today согласилась дать интервью лишь при условии, что ей будет предоставлено право одобрить или отклонить все цитаты из ее высказываний. The Washington Post отклонила такие условия.
Однако и другие программы набирают обороты и размах. Официальная государственная "Российская газета" финансирует из своей прибыли ежемесячное приложение к газетам в Индии, Британии, Болгарии и США. Оно называется Russia: Beyond the Headlines и является платным рекламным приложением к The Washington Post.
В этом приложении освещаются многочисленные "мягкие" темы: Рождество в России, звезды российского тенниса и тому подобное. Евгений Абов, который руководит этим проектом, сообщил, что это приложение, возможно, будет выходить и в Азии, а также в других странах Западной Европы, включая Францию и Германию.
Делая обзор первого в The Washington Post приложения "Российской газеты" в августе прошлого года, медиакритик интернет-журнала Slate, который принадлежит The Washington Post, указал, что "под рубленым синтаксисом этих забавных историй бьется кровавое красное сердце лишенного слуха советского пропагандиста".
Однако Сара Мендельсон, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, рассказала, что неожиданно для себя прочитала одну из статей в свежем выпуске. Общий дух она назвала "примечательным": материалы адресованы и элите, и широкому читателю.
Многие российские издания, предназначенные для иностранной аудитории, нарочито демонстрируют напоказ разнообразие голосов, хотя этого разнообразия сами жители России лишены, особенно если говорить о государственном телевидении.
Некоторые западные корреспонденты выделяют информационно-аналитический сайт Russiaprofile.org, финансируемый РИА "Новости", - по их словам, это умное, увлекательное издание, предлагающее широкий спектр мнений, в том числе весьма неприязненные оценки Кремля.
"По-моему, можно очень много узнать, если за ним следить, - говорит Стивен Сестанович, старший научный сотрудник Council on Foreign Relations, сопредседатель консультативной группы по делам Европы и Азии при сенаторе Хиллари Родхэм Клинтон (демократ, Нью-Йорк). - Это лучший источник, на голову выше остальных".
Андрей Золотов, главный редактор Russia Profile, говорит: "Полагаю, нам очень повезло. Наше издание - маленькое и англоязычное, поэтому мы, вероятно, не попадаемся на глаза некоторым особенно пламенным деятелям", которые могли бы попытаться закрыть сайт. '
Ежегодно РИА "Новости" приглашает 30-40 экспертов по России и видных журналистов, в основном из США и Западной Европы на встречи в формате дружеского ужина с российскими политиками, чиновниками и политическими аналитиками.
Это мероприятие именуется "Дискуссионный клуб "Валдай". Туда приглашают и некоторых российских оппозиционеров - например, бывшего независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова. Рыжков, редко допускаемый в эфир государственного телевидения, говорит, что на этих сборищах выполняет ту же функцию, что и высококачественная водка, производимая на экспорт: дескать, годен для иностранного потребителя, но не для отечественного.
Кульминацией заседаний клуба ежегодно становится встреча с Путиным - настоящий марафон вопросов и ответов. Вашингтонские эксперты по России спорят об этом: некоторые утверждают, что кое-кто из участников чересчур влюбился в хозяев.
"Меня приглашали на все встречи "Валдая", но я ни разу не ездил, - написал по электронной почте Леон Арон, эксперт по России из American Enterprise Institute. - С годами у россиян становилось все меньше и меньше возможностей узнать правду об их собственном государстве и правительстве и выражать инакомыслие (а также действовать на его основе). Поэтому положение привилегированного иностранца, допущенного ко двору нового царя и окруженного "официальными русскими", потребовало бы от меня больше усилий, чем я готов приложить".
"Официальными русскими" в советские времена называли людей, которым разрешалось общаться с иностранцами, не опасаясь репрессий.
Макфол, однако, сказал, что рад общаться с россиянами по разным вопросам, и охарактеризовал встречи с Путиным как "действительно блестящий пиар", так как российский президент как собеседник производит глубокое впечатление.
"Это интересная возможность увидеть, как правящие круги позиционируют себя перед миром. И для тех, чья профессиональная обязанность - попытаться понять менталитет российских лидеров, это отличный шанс", - говорит Сестанович. Однако со стороны последняя встреча казалась встречей "президента и восторгающихся им иностранных обозревателей", отметил Сестанович, добавив: "Это печально".
Макфол, резко критикующий Кремль, сказал, что теперь его не допускают на заседания - как он считает, из-за его взглядов.
Сестанович был главным составителем доклада Council on Foreign Relations под названием "Неверная направленность России: что могут и должны делать Соединенные Штаты". Он слышал, что его тоже исключили из списка, но, по его словам, возможно, дело в том, что ввиду занятости он отклонил предыдущие приглашения.
Также по теме:
Весна для Путина (Forbes)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях