Inopressa | 6 марта 2014 г.
Хиллари Клинтон навлекла на себя критику, сравнив Путина с нацистами
Обзор прессы
Западная пресса комментирует свежие высказывания экс-госсекретаря США (и вероятного кандидата в президенты от демократов в 2016 году) Хиллари Родхэм Клинтон. Если верить изданию Long Beach Press-Telegram, во вторник на благотворительном вечере в Калифорнии она сказала о сходстве между курсом нацистской Германии, предлагавшей защиту этническим немцам в других странах, и раздачей российских паспортов в Крыму. "Если это кажется знакомым, что ж - именно это Гитлер делал еще в 30-е годы", - сказала г-жа Клинтон. "Гитлер твердил, что с ними [с этническими немцами] обходятся несправедливо. Мол, я должен пойти и защитить мой народ, вот что так всех нервирует", - добавила она.
В среду г-жа Клинтон успела отчасти взять свои слова обратно. "Хиллари Клинтон дала задний ход после сравнения Путина с нацистами" - таков заголовок в журнале Time. В среду, выступая в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе, она отрицала, что провела параллель между действиями России на Украине и шагом Германии в Судетской области, сообщает корреспондент Денвер Ник.
"Я определенно не провожу сравнений, - пояснила она. - Но я рекомендую: возможно, мы можем извлечь урок из этой тактики, которая применялась раньше". Она также назвала Путина "крутым парнем с тонкой кожей" (то есть обидчивым. - Прим. перев.).
"Высказывания Хиллари Клинтон о Путине и Гитлере навлекли на нее упреки, когда она ввязалась в украинский конфликт", - пишет The Washington Post. Высказывания г-жи Клинтон вызвали в США фурор, отмечает журналист Филип Ракер. Эксперты по делам России, в том числе советники экс-президента Билла Клинтона, поспешили раскритиковать это "провокационное сравнение", как выражается автор. Зато республиканцы-"ястребы", вопреки своему обыкновению, ее поддержали.
Факт тот, что слова Клинтон диссонируют с риторикой Обамы и чиновников администрации США: те высказываются сдержанно, надеясь избежать эскалации действий Путина.
Некоторые критики предположили: г-жа Клинтон, которая когда-то была "лицом перезагрузки", теперь, перед избирательной кампанией, старается изобразить, что жестко относится к России. "Хиллари слишком умна, чтобы всерьез думать, будто действия Путина хотя бы отдаленно близки к деяниям Гитлера", - заметил эксперт Иэн Бреммер.
Экс-посол США в России Майкл Макфол возразил, что г-жа Клинтон "всегда относилась к российскому правительству очень сурово - вовсе не романтизировала тамошний режим".
Некоторые эксперты опасаются, что высказывания Клинтон рискуют обострить обстановку. "Заявление, где русские приравниваются к нацистам, а Путин - к деяниям Гитлера, обязательно воспламенит российское общественное мнение", - сказал экс-посол США в России Джеймс Ф.Коллинз.
Лоренс Дж.Корб, экс-чиновник администрации Рейгана, заявил, что от исторических аналогий "больше вреда, чем пользы: что бы собой ни представлял Путин, он не подобен Гитлеру, он не истребил тысячи граждан "нерусской национальности" в Грузии".
Со своей стороны, сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Марко Рубио заявили, что согласны со сравнением Путина с Гитлером.
Как бы то ни было, дискуссия продолжается. "Гитлер дождался окончания зимних Олимпийских игр, которые устроил ценой больших расходов в Гармиш-Партенкирхене, чтобы несколько недель спустя вновь милитаризовать Рейнскую область. Гитлер в 1938 году привел в качестве аргумента в пользу вторжения в Чехословакию тот факт, что в Судетах говорят по-немецки. Это ничего вам не напоминает?" - пишет директор журнала La Règle du Jeu, философ и писатель Бернар-Анри Леви.
"Именно в этой парадигме сегодня и пребывают украинцы после внезапной оккупации Крыма. И снова тот же аргумент "лингвистического национализма", который всегда несет с собой войну, этнические чистки, изгнание, как всем известно с тех пор, как Геродот противопоставил его национализму гражданскому, который в то время изобретали греки", - пишет Леви.
"Ход истории тоже не лишен остроумия - Witz, - только вымученного и черного, от которого внезапно стынет кровь. Представим себе, что какая-нибудь фламандская партия сошлется на путинский пример. Или итальянская "Лига Севера". Или сербы из Републики Српски", - предлагает философ.
"Это пошатнет все региональное равновесие. От этого взорвется вся Европа. Это будет означать всеобщую судетизацию наших национальных государств", - предрекает Леви.
"Правда ли, что Владимир Путин - это современный Гитлер?" - вопрошает в заголовке обозреватель The Washington Post Чарльз Лейн.
Автор находит кое-какие тревожные параллели: "В молодости Гитлер и Путин ревностно служили отечеству на фронтах международных конфликтов" (соответственно, на Первой vировой и в рядах КГБ).
Оба оказались "в дрейфе", когда рухнули империи. "Оба считали свои страны виновными не в большей мере, чем другие, в глобальных конфликтах, ускоривших их крах. Так что последующее унижение страны было не только незаслуженным, но и необъяснимым, если не считать его плодом слабости, предательства и заговора. У обоих постимперский хаос в их странах породил глубокое презрение к свободе и демократии западного типа", - пишет автор.
Придя к власти, и Гитлер, и Путин взяли курс на восстановление экономики и армии и реванш после унижения своих стран.
"Путин кооптировал некоторые бывшие республики СССР и ввел свои войска в другие, совсем как Гитлер в 1936 году привел вермахт в Рейнскую область, занял Чехословакию в 1938-м... В общем, вы поняли", - пишет автор.
Но аналогия не стопроцентная, подчеркивает Чарльз Лейн: "Гитлер был идеологом и харизматичным лидером движения, а Путин - приспособленец, политический мафиози, который кознями проложил себе дорогу к власти и держится за нее из личной выгоды". Путиным не движет ни всепоглощающий расизм, который толкнул Гитлера к Холокосту, ни безумный экспансионизм, который побуждал Гитлера завоевывать Восток.
Даже Евразийский союз - не идеологическая концепция. "Замыслы Путина агрессивны, но в плане российской истории и географии традиционны", - считает автор. Напротив, Гитлер (и отчасти Сталин) имели амбиции и на Западе.
В отличие от Гитлера, Путин вынужден считаться с Западом, который способен сокрушить российскую экономику. (Правда, в отличие от Гитлера, у Путина есть ядерное оружие).
"Короче говоря, возможности и намерения Путина в контексте мощи, которая ему противостоит, означают, что он лучше способен к рациональным выкладкам и его легче сдержать, чем Гитлера. Но все же он весьма опасен", - заключает автор.
"Сравнение с Гитлером, прозвучавшее из уст Хиллари Клинтон, и тревожная традиция, в которую оно вписывается" - так озаглавлена статья обозревателя Адама Тейлора в блоге The Washington Post. Десятки лет сравнения с историей нацистской Германии, звучавшие из уст "людей, имевших отношение с администрацией США", обычно предшествовали вооруженным конфликтам.
Так, в 1965 году президент Линдон Б.Джонсон заявил: "Капитуляция во Вьетнаме не установит мир, так как у Гитлера в Мюнхене мы научились, что успех лишь разжигает жажду агрессии".
В 1990 году президент Джордж Х.У. Буш высоко оценил применение войск США для защиты Кувейта, а заодно напомнил: "Полвека назад наша страна и мир дорого заплатили за задабривание агрессора, которого следовало и можно было остановить".
В 1999 году президент Клинтон, оправдывая бомбардировки НАТО в Югославии, задал риторический вопрос: "А если бы кто-то прислушался к Черчиллю и пораньше оказал отпор Гитлеру? Сколько жизней могло бы быть спасено? И сколько жизней американцев могло быть спасено?".
"Вслед за интернет-комментаторами Хиллари Клинтон сравнила Путина с Гитлером", - так описывает ситуацию обозреватель New Republic Марк Трейси. Он считает аналогию неудачной - мол, так высказываются те, кто строчит комментарии на сайтах.
Но даже если бы аналогия была удачной, американским государственным деятелям следовало от нее воздержаться. "Есть риск подогреть шаткую разрядку в американо-российских отношениях или, возможно, усугубить текущий накал. Россия тоже не поклонница Гитлера: более 25 млн советских граждан погибло на Второй мировой", - говорится в статье.
Автор также указывает, что Хиллари Клинтон следует быть особо осторожной в высказываниях. Она в уникальном положении: экс-госсекретарь, потенциальный главнокомандующий армии США, а в данный момент - частное лицо. Путин резонно может интерпретировать ее слова как мнение американских высших кругов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях