Статьи по дате

Libération | 6 мая 2003 г.

Иранские "Моджахеды народа" в Ираке: час испытаний

Кристоф Айяд

Они лишились защитника в лице Саддама Хусейна, но сегодня надеются пережить послевоенные перипетии

Я вижу их у поворота шоссе сидящими на джипе, на крыше которого установлен пулемет. "Sprechen sie deutsch?" ? интересуется первый. "Si parla italiano?" ? спрашивает второй. В конце концов, с помощью жестов они объясняют, что до большой телевышки нужно ехать еще несколько километров. Вход в лагерь Аль-Ашраф находится в 500 метрах слева от нее. После краткого диалога на персидском языке эти два человека решают проводить нас к главной базе "Моджахедов народа", расположенной в сотне километров к северо-востоку от Багдада на дороге, ведущей в Киркук, ? сразу за деревней Халисс.

Это движение связано с режимом Саддама Хусейна и в прошлом выполняло для него не самые "чистые" поручения, чтобы получить в стране "вид на жительство". Занесенные Соединенными Штатами в список террористических организаций, "Моджахеды народа" рисковали всем в войне, начатой Вашингтоном против Ирака. Их штаб-квартира в центре Багдада была одним из первых зданий, разграбленных озлобленным против них населением. Сегодня это здание заняли семьи поселенцев.

Вездесущие, но невидимые

Но в лагере Аль-Ашраф как будто ничего не изменилось. У входа ? два охранника. Посетителям приходится ждать, пока на КПП у них проверят документы. Рядом с флагом Ирана красуется белое знамя движения с изображением льва и солнца. На стене висят портреты лидера "Моджахедов" Масуда Раджави, напоминающего Саддама Хусейна в молодости, и Марьям Раджави ? мадонны-матроны движения. Они вездесущи, но невидимы ? "по соображениям безопасности".

Война осталась за порогом лагеря Аль-Ашраф. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Это небольшой городок в пустыне со своей мини-электростанцией и полевым госпиталем. "Мы собираемся руководить страной, поэтому такая маленькая база ? это детская игра". Весь лагерь занимает 36 квадратных километров. За рядами колючей проволоки ? бескрайняя пустыня. В 60 километрах к востоку начинается Иран. Движение существует уже достаточно давно, а победа над "режимом мулл" по-прежнему откладывается. Но здесь по-прежнему царят железная дисциплина и "деревянный язык" идеологической риторики. "Это была не наша война", ? говорит моджахед по имени Арманд Нафиси. "Мы всегда были здесь чем-то вроде иностранного посольства, ? поясняет один из политических руководителей движения Хосейн Мадани. ? Нашей единственной целью всегда было освобождение Ирана".

Перед войной "Моджахеды народа" направили США послание, в котором объяснили, что они не являются стороной конфликта. Поскольку все же лучше подстраховаться, значительная часть отрядов движения с началом войны укрылась в траншеях. "Для нас было неожиданностью, когда самолеты союзников нанесли удар по нашей базе". 8 апреля в результате воздушного налета семь моджахедов погибли, десять получили ранения.

Земля за оградой лагеря завалена грузовиками, искореженными американскими бомбами. Но американские наземные войска никогда не заходили в эту зону, слишком близкую к Ирану.

Ставшие мишенью

Проблемы начались у "Моджахедов народа" после окончания войны 9 апреля. "С 10 апреля наши позиции подвергаются атакам со стороны вооруженных групп", ? рассказывает Хосейн Мадани. Сценарий каждый раз один и тот же: изолированная группа моджахедов становится мишенью для нападающих, вооруженных легким оружием и пулеметами. "Это иранские пасдараны ("стражи революции". ? Liberation), посланные тегеранским режимом, чтобы уничтожить нас, ? уверяет Хосейн Мадани. ? Они хотят воспользоваться войной в Ираке, чтобы покончить с нами. Их насчитывается 14 тысяч на востоке Ирака и даже в центре страны". Эта цифра кажется огромной.

Прекращение огня

В Баакубе ? крупнейшей деревне, расположенной недалеко от лагеря, жители говорят, что не видели ни одного иранца. Зато здесь много боевиков из Бригад "Аль-Бадр" ? вооруженного крыла Высшего совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ): связанные с Тегераном уже двадцать лет, именно Бригады, скорее всего, нападают на "Моджахедов", как бы продолжая тем самым ирано-иракскую войну.

Хотя стычки стали реже, обе стороны сохраняют бдительность. "Моджахеды" хотят убедиться, что в послевоенном Ираке им ничто не угрожает. "Мы всегда были здесь добрыми гостями, иракцы против нас ничего не имеют", ? уверяет Хосейн Мадани. В действительности "Моджахеды" вместе с войсками Саддама Хусейна участвовали в жестоком подавлении шиитского восстания 1991 года. "Как только мы освободим Иран, мы уйдем. Я убежден, что будущее иракское правительство позволит нам остаться, мы уверены в этом на 100 процентов". Называя занесения "Моджахедов" в американский список террористических организаций "достойной сожаления ошибкой", Мадани надеется, что она "будет исправлена. Сегодня настоящая угроза для них в регионе ? это тегеранский режим".

Пока США решили не уничтожать лагерь Аль-Ашраф и не проводить репрессии против Бригад "Аль-Бадр". 15 апреля американская армия заключила с "Моджахедами народа" соглашение о прекращении огня. Кто знает, не окажутся ли они полезны для Вашингтона в случае открытой конфронтации с Тегераном? Забытые историей, ставшие игрушкой в чужих руках, "Моджахеды народа" остаются пленниками иракской пустыни.

Источник: Libération


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru