InoPressa: тема дня | 6 мая 2008 г.
Медведевская "оттепель" придет в Москву на гусеницах танков?
Обзор прессы
Намеченное на 7 мая вступление в должность нового президента России Дмитрия Медведева у многих породило надежду на смягчение Кремлем политического курса. Однако, как отмечают западные комментаторы, любые перемены будут происходить в жестких рамках системы, созданной и контролируемой Путиным. К тому же сама символика смены власти, происходящей на фоне бряцания оружием и движения танковых колонн по Красной площади, недвусмысленно намекает: да, Медведев не клон Путина, но преемственность власти будет сохранена.
Приход к власти Дмитрия Медведева, в среду вступающего в должность президента России, породил надежду, что Кремль смягчит свою политику, направленную на подавление инакомыслия и осуществление контроля государства над экономикой, пишет The Wall Street Journal.
"Идея оттепели нравится всем", - отмечает Константин Ремчуков, главный редактор "Независимой газеты".
Пока Медведев поддерживает идею смягчения контроля в основном на словах. Любые перемены должны будут происходить в жестких рамках системы, созданной Владимиром Путиным, который после сложения президентских полномочий должен в четверг стать премьер-министром.
Готовясь передать президентскую власть своему протеже, Путин занял пост председателя правящей партии "Единая Россия", которая имеет в парламенте подавляющее большинство голосов. Аналитики утверждают, что он создает фундамент для резкого усиления реальных полномочий премьер-министра, а президенту оставит в основном ответственность за внешнюю политику. При этом сам Путин, как отмечает американское издание, утверждает, что не имеет желания подрывать авторитет Медведева. Путин разработал план развития экономики страны до 2020 года. Некоторые из его политических союзников отметили, что он, возможно, будет занимать важные посты, как минимум, до этого срока.
Первые догадки о возможных изменениях курса после смены власти можно будет сделать на основании кадровых назначений. Любые признаки уменьшения власти твердолобых представителей спецслужб, которые, как и Путин, служили в КГБ, обнадежит тех, кто надеется на оттепель. Формально спецслужбы подчиняются Медведеву как президенту, но большинство аналитиков ожидает, что они останутся верны Путину.
Некоторые аналитики утверждают, что Путин сам хотел бы постепенно дистанцироваться от этих былых союзников.
"В Кремле понимают, что предприняли практически все суровые меры, которые им требовались, и теперь могут вести себя чуть-чуть помягче, - говорит Ольга Крыштановская, видный социолог, изучающая российскую элиту. - По сути государство останется авторитарным, но таким, которое камуфлируется, модернизирует само себя".
Как отмечает газета, ожидается, что вырастет влияние таких ориентированных на рынок представителей власти, как вице-премьер Алексей Кудрин и помощник президента Игорь Шувалов. От них требуют обуздать растущую инфляцию, которая подогревается крупными расходами государства и подорожанием продовольствия в общемировом масштабе.
Швейцарская Le Temps предлагает ЕС "дать шанс новому российскому президенту" и "срочно выработать с Москвой компромисс, чтобы избежать эскалации национализма". Как отмечает издание, по сравнению с Путиным, новый глава российского государства, который завтра примет власть, предстает в совершенно ином свете. "Дмитрий Медведев, разумеется, верен Путину, но говорят, что этот управленец в большей степени, чем его учитель, беспокоится о необходимости сохранять экономический и стратегический баланс в отношениях с западными державами".
К тому же новый хозяин Кремля, большой международный выход которого состоится на саммите G8 в Токио в первую неделю июля, унаследует совершенно иную внутриполитическую ситуацию. В отличие от Путина, ему не нужно будет заниматься спасением государства из когтей олигархов ельцинской эпохи. Задача Медведева - обеспечить усиление нового среднего класса, которому необходима долгосрочная экономическая стабильность.
В интересах Евросоюза - воспользоваться этой возможностью, концентрируя свои усилия, начиная с ближайшего полугодового саммита ЕС-Россия, на взаимной экономической выгоде, которую можно извлечь из надлежащего энергетического партнерства.
Вместо того чтобы позволять "Газпрому" заключать соглашения с итальянской ENI или давать "Южному потоку" обогнать Nabucco, Брюссель должен принимать в расчет действительность, корректировать стрельбу и обращаться с Россией как с партнером.
Издание призывает ЕС не разделять рассмотрение политических и энергетических вопросов, когда речь идет о таких нестабильных регионах, как Балканы и Кавказ, где Россия использует свои рычаги давления.
"Дмитрий Медведев обратит внимание на открытую дверь ЕС, только если страны-члены по всеобщему взаимному согласию откажутся впускать к себе русского медведя через окно", - заключает Le Temps.
Немецкая Handelsblatt отмечает, что вступление нового президента в должность произойдет на фоне бряцания оружием и движения танковых колонн по Красной площади. Как верховный главнокомандующий Медведев будет принимать военный парад в честь Дня Победы, на котором впервые с момента окончания холодной войны проедут танки и ракеты.
По мнению издания, эта символика показывает, на что нам стоит ориентироваться в ближайшие месяцы: новый человек во главе государства в ближайшем будущем станет править как наследник Владимира Путина, который в качестве премьер-министра будет поддерживать тесную связь с новым главой государства.
Впрочем, смена главы государства всегда предусматривает шанс. В настоящее время многое указывает на то, что Путин уступит своему преемнику внешнеполитическую и оборонную сцену, а сам займется "внутренними проблемами". Медведев хоть и выступает в роли политического "приемного сына" Путина, но при этом не является его клоном.
Его прошлое не связано со спецслужбами, от Путина его отличает возраст и манера держаться на публике. К тому же он не склонен, в отличие от своего предшественника, к провокациям. На деле и Медведев будет в резкой форме отстаивать национальные интересы "вновь окрепшей" России, это подразумевает и требование воспринимать Россию как великую державу. Однако форма, скорее всего, будет более любезной и тем самым будет вызывать меньше раздражения у западных партнеров.
Медведева ждет немало внешнеполитических экзаменов: начиная с накалившейся обстановки в обеих провозгласивших свою независимость от Грузии республиках Южной Осетии и Абхазии и заканчивая обостряющимся конфликтом с США вокруг ПРО и будущим договором о разоружении с НАТО. Все остальное - чистой воды гадание на кофейной гуще: насколько влиятельным он будет? Вступит ли он когда-нибудь в схватку с Путиным? Станет ли он настоящим либералом, который проведет в стране после нескольких лет политической стагнации реформы?
Как Путин, так и Медведев за последние месяцы назвали далеко идущие цели, которые звучат разумно: начиная с борьбы с коррупцией и бюрократией, укрепления основ правового государства и вплоть до реформ, которые помогут снизить зависимость экономики от нефти и других сырьевых ресурсов. "Западу не остается ничего, кроме как поймать на слове оба новых властных центра", - делает вывод издание.
Также по теме:
Мнимый уход Владимира Путина (Le Figaro)
Двуглавый орел в новом руководстве России (La Repubblica)
Эксперимент на высшем уровне (Süddeutsche Zeitung)
Новый российский президент дает Европе шанс сделаться жестче - а также ближе к России (The Guardian)
Незнакомый знакомец (Süddeutsche Zeitung)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях