The Wall Street Journal | 6 мая 2008 г.
Летающая помойка: дурное поведение авиапассажиров
Скотт Маккартни
Хамство со стороны соседей и мусор в карманах на спинках кресел - этого становится все больше. Возможно, пассажирами движет месть?
Прочитав эту статью, вы совсем иначе будете смотреть на карманы на спинках кресел в самолете. И, наверное, остережетесь лезть туда голыми руками.
Карманы на спинках кресел - не только вместилище журналов, газет, книг, айподов и гигиенических пакетов на случай укачивания. Туда засовывают самый разнообразный мерзкий мусор - от обрезков ногтей до прокисшей еды.
В самолете люди занимаются тем, чего никогда не позволили бы себе в других общественных местах. Они выщипывают себе брови, шлифуют ногти и ковыряют в носу. Прилепляют жевательную резинку туда, где ее смогут обнаружить лишь другие пассажиры. Сморкаются в пледы, которые затем складывают, чтобы те ожидали следующего усталого путника. Упираются босыми ногами в переборки и сиденья. Иногда даже занимаются сексом.
Стюарды и стюардессы, а также те, кто часто летает в качестве пассажира, отмечают, что проявлений хамства и невоспитанности становится все больше. Возможно, одной из изначальных причин является ухудшение уровня обслуживания на воздушном транспорте - пассажиры отыгрываются за задержки рейсов, грубость сотрудников, потерянный багаж и невозможность воспользоваться льготами.
"Пассажиры все чаще чувствуют уверенность в том, что авиакомпании не находятся на их стороне и, более того, в действительности вовсе не пекутся об их благополучии, - отмечает психолог Ирвин Сарасон из Университета штата Вашингтон (Сиэтл), изучающий поведение пассажиров. - В подобной атмосфере не слишком удивительно, что люди не воздерживаются от действий, которых обычно чураются".
Хотя они находятся, как сельди в бочке, бок о бок в большей близости от других людей, чем в торговом центре, ресторане, церкви или офисе, авиапассажиры иногда ведут себя так, будто салон - их личное маленькое гнездышко, причем такое гнездышко, о чистоте которого им нет нужды заботиться.
Стив Куццоне, финансовый директор некой промышленной фирмы из Бирмингема, штат Алабама, обнаруживал в карманах на спинке сидений засохшую картошку фри, вонючий детский памперс, половину гамбургера, использованные бумажные носовые платки и сырые салфетки. Однажды он положил в карман книгу, а вынув, обнаружил, что к ней прилипла растаявшая шоколадка.
"Если вы занимаете среднее сиденье, даже не заглядывайте в карман - это самое опасное место", - отметил Куццоне, пояснив, что между родителями часто сидят дети, а, кроме того, пассажиры часто засовывают самый негигиенический мусор в карман около среднего сиденья, когда оно пустует.
В рейсе из Рино, штат Невада, в Даллас Патрик Керр (он, как и Куццоне, принял участие в дискуссии между заядлыми авиапутешественниками на сайте FlyerTalk.com, темой которой было хамское поведение людей в салонах самолетов) наблюдал, как некий пассажир, сидевший неподалеку, все время жевал табак и сплевывал в пластиковый стаканчик.
Но это еще не все. По словам Керра, менеджера по техническим вопросам из Сент-Луи, когда пассажиры покидали салон, любитель табака напоследок сплюнул в стаканчик и засунул его на самое дно кармана.
"Я сказал: "Погодите, вы это оставили". А он сказал: "Ничего, они достанут", - сообщил Керр. Керр этого дела так не оставил - известил стюардессу о мусоре в кармане.
Стюарды и стюардессы часто говорят, что самый безобразный мусор - это грязные памперсы, которые оставляют в карманах на спинках сидений или, что еще ужаснее, вручают им, когда они разносят еду и напитки. "Вы сунете это человеку, который обслуживает вас в ресторане? - вопрошает Кори Колдуэлл, пресс-атташе Association of Flight Attendants - профсоюза, который представляет интересы сотрудников нескольких крупных авиалиний. - Поразительно, что в салоне самолета люди ведут себя совершенно не так, как в остальных общественных местах".
Проблема мусора усугубляется тем, что по большей части в самолетах между рейсами проводят лишь легкую уборку. Как сообщают в авиакомпаниях, более основательная уборка в самолетах проводится раз в сутки, а "глубокая уборка", согласно графику, - примерно раз в 30 дней. Во многих случаях до карманов на спинках сидений добираются только ночные уборщики. "В промежутках между рейсами стюарды убирают вещи, которые торчат из карманов, если их заметят, но серьезная уборка оставляется на потом", - поясняет пресс-секретарь US Airways Group Inc. Филип Джи. В некоторых авиакомпаниях, в том числе в Southwest Airlines Co., уборка между рейсами в основном выполняется силами стюардов. В American Airlines, принадлежащей AMR Corp. и United Airlines, которой владеет UAL Corp., бригады уборщиков подбирают мусор, складывают пледы и восполняют припасы в промежутках между рейсами. Авиакомпания United сообщает, что ее сотрудники между рейсами также отряхивают грязь с сидений и заменяют наушники.
В марте Эрик Калденберг, региональный менеджер по продажам из Финикса, летел домой из Лас-Вегаса первым классом в обществе страстной парочки, которая вела себя, мягко говоря, несдержанно.
"Смотреть было довольно противно", - сообщил Калденберг. Он сообщил, что он и другие пассажиры, летевшие первым классом, жаловались стюардам, но никаких мер принято не было. Калденберг написал письмо в US Airways и получил в ответ стандартное письмо с извинениями и сертификат на приобретение билета в будущем, а также рекомендацию в следующий раз, если его будет беспокоить некая парочка, попросить, чтобы его пересадили на другое место. "Нам очень жаль, что вы испытали дискомфорт, наблюдая за неприличным поведением другого пассажира", - сказано в письме, пришедшем из отдела связей с клиентами компании US Airways. Калденберг написал еще одну жалобу. Тогда начальник отдела обслуживания позвонил ему и лично принес извинения, как сообщил сам Калденберг. Джи, пресс-секретарь US Airways, отметил, что совет Калденбергу пересесть на другое место "вероятно, не является правильным решением проблемы". По словам Джи, стюарду "следовало бы поговорить с этой парой".
По словам экспертов, одни люди проверяют, много ли им сойдет с рук или пускаются во все тяжкие вдали от супругов, друзей и вообще, как им кажется, любых авторитетов, а вот другие пассажиры в авиаперелетах утрачивают душевное равновесие и потому могут сорваться на неадекватные действия. Некоторые теряют над собой контроль, поскольку в рейсе чувствуют себя безропотными пешками: за тебя решают, где тебе сесть, когда усесться в кресло и когда ты прибудешь в пункт назначения.
Кроме того, многим людям тяжело находиться бок о бок с другими и вынужденно делиться с ними своим личным пространством, будь то пространство в боксах для ручного багажа, подлокотники или свободный промежуток между креслами, сокращающийся, когда человек, сидящий спереди, опускает спинку сиденья. Чем больше забиты самолеты, тем неуютнее чувствуют себя люди в этой тесноте. Ухудшение уровня обслуживания дополнительно усугубляет проблему. Некоторые люди просто злятся на авиакомпании и пытаются как-то отомстить.
"Засунуть в карман на спинке сиденья растаявшую шоколадку - это способ покарать авиакомпанию за хамское обхождение", - поясняет Роберт Бор из Лондона, психолог, специализирующийся на поведении человека в авиации и на воздушном транспорте.
Более того, авиапассажиры по большей части чувствуют себя "анонимами"; в условиях отрыва от повседневной реальности у них складывается ощущение, что дурное поведение не будет иметь особых последствий. В действительности все наоборот: согласно федеральному законодательству, авиапассажиры обязаны подчиняться указаниям экипажа самолета, и кара за нарушения общественного порядка на борту самолета может быть суровой.
Дегуманизацию транспорта усиливает внедрение регистрационных автоматов самообслуживания и других технических устройств, призванных экономить средства. Поскольку клиенты теперь мало общаются с сотрудниками авиакомпаний лицом к лицу - да к тому же сотрудники часто бывают ворчливы и надменны - пассажиры не испытывают особой эмоциональной приязни к авиаперевозчикам, а потому не стесняются мусорить в самолетах.
"Некоторым вообще приятно оскорблять других своим поведением", - пояснил доктор Бор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях