Статьи по дате

Die Presse | 6 ноября 2006 г.

Саддама повесят - что дальше?

Карим эль-Гаухари

Будущее Ирака кажется мрачным. Заявленный США раздел страны на Курдистан, Шиитистан и Суннитистан только увеличит масштабы насилия

"Старый диктатор вскоре будет болтаться на виселице, да здравствует новый Ирак!" - можно услышать в Багдаде. "Символ старого режима осужден, и теперь начнется новый подъем", - пишут газеты.

Обе фразы, конечно, взяты из головы. Примечательно, что через три с лишним года после начала "саги Ирака" так практически никто не думает. Возможно, причина в том, что в стране, напичканной оккупационными войсками, в стране, которая стоит на грани гражданской войны, нет настоящих победителей. Террор настолько крепко держит народ в своих тисках, что людям трудно примириться как с прошлым, так и с будущим.

Согласно данным ООН ежемесячно более 100 тысяч иракцев снимаются с насиженных мест по причине насилия. Методы квазигражданской войны жестоки: если суннитские террористы с удовольствием оставляют автомобили, начиненные взрывчаткой, на шиитских рынках, то шииты отвечают им набегами эскадронов смерти. В Багдаде можно услышать невероятные истории, например, о начальнике шиитского ополчения Абу Дираа из Садр-сити. Его фанаты вдохновенно рассказывают о том, что он отдал приказ заполнять воронку, образовавшуюся в результате взрыва, совершенного суннитским террористом, трупами застреленных мирных суннитов.

В США перед выборами в конгресс, которые пройдут во вторник, разразились дебаты о "плане B", об изменении иракского курса. Ведь с той же скоростью, с какой тает американское влияние в Ираке, иссякает и терпение простых американцев. Важнейшая отличительная черта дискуссий вокруг плана B - признание неудачи в Ираке. План раздела страны призван спасти то, что еще можно спасти.

Ирак следует разделить на три части: северный Курдистан, шиитский юг (Шиитистан) и суннитский центр (Суннитистан). Лишь этим можно предотвратить широкомасштабную гражданскую войну.

Звучит убедительно, тем более, если признать, что раздел Ирака уже произошел. Зачем заставлять иракцев жить рядом с врагами? И не является ли Курдистан, автономный с 1992 года - с собственной конституцией, парламентом и правительством - самым мирным регионом во всей стране?

Даже республиканцы, как, например, сенатор от Техаса Кей Бэйли Хатчингсон, опробовали эту идею во время предвыборной кампании. "Нас упрекают в балканизации Ирака. Однако положение на Балканах ненамного более стабильно, чем в Ираке".

Курды были бы довольны, если бы остальной Ирак распался на Шиитистан и Суннитистан. Шииты расколоты: их глава Муктада ас-Садр полагает, что оккупанты хотят разрушить единство страны, чтобы лучше ею управлять. Абдул Азиз аль-Хаким, глава Высшего совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ), напротив, активно выдвигает идею "шиитской суперпровинции", которая будет включать в себя девять из 18 провинций Ирака.

Данная идея пользуется поддержкой в первую очередь в Иране, основном спонсоре ВСИРИ. Тамошние муллы полагают, что шиитское государство окажется под их влиянием. В этом ирония американского плана B - в выигрыше оказывается Иран, его заклятый враг.

Данная ситуация активизирует его суннитских соседей - в первую очередь Саудовскую Аравию с ее напряженными отношениями с Ираном и собственным шиитским меньшинством. "Зачем мы так долго боролись против иранского вмешательства в дела Ирака, чтобы затем преподнести Ирак на блюдечке Тегерану?" - с таким вопросом саудовский министр иностранных дел Сауд аль-Фейсал обратился к своим американским партнерам. В то время, когда весь мир озабочен все возрастающей самонадеянностью Ирана и все усиливающейся мощью "Хизбаллах", новое шиитское образование может быть однозначно расценено как угроза.

Турция из-за курдского вопроса тоже является серьезным противником раздела. Если Вашингтон считает раздел частью стратегии отхода, то в этом случае интересы двух друзей в регионе разойдутся. "Кого мы поддерживаем, а кого предаем?" - вот вопрос, на который придется отвечать политическим стратегам в Вашингтоне. Да и в принципе предположение, будто раздел страны принесет мир, сомнительно. Он может стать причиной гораздо большего насилия, которое выйдет за пределы Ирака. Ведь очевидно, что большинство городов и провинций Ирака полиэтничны. Багдад - это крупнейший суннитский и шиитский центр; кроме того, курдов здесь больше, чем в любом городе Курдистана.

Раздел при практическом отсутствии этнических границ будет связан с кровавыми этническими чистками. Он выльется во что угодно, но только не в мирное сосуществование. У государств - преемников Ирака будет достаточно причин для войны друг с другом. Кровавых параллелей подобного раздела - например, Индия и Пакистан, четырежды воевавшие между собой с 1947 года - более чем достаточно.

Кроме того, обострится борьба за нефть: мир невозможен, если все источники нефти окажутся у Курдистана и Шиитистана, а у суннитов - только финики. Таким образом, Суннитистан станет глубоким тылом и заповедной зоной для всевозможных воинов Аллаха "а-ля Аль-Каида".

Источник: Die Presse


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru