Le Figaro | 6 октября 2003 г.
Генетические болезни: врачебная тайна будет сохранена
С. Л.
Национальный консультативный комитет по этике (НККЭ) отверг предложение обязать больного, страдающего генетическим заболеванием, ставить об этом в известность родственников.
Рискуя разочаровать многих медиков, которые с 1993 года обсуждают генетические проблемы, "мудрецы" наконец выступили за сохранение статус-кво. В документе, обнародованном вчера в ответ на запрос министра здравоохранения Франции, эксперты НККЭ выступают против того, чтобы под угрозой санкций обязывать лиц, страдающих серьезными генетическими заболеваниями, ставить об этом в известность членов семьи. Пусть даже родственники больного, не зная о риске, теряют шансы предупредить развитие у них некоторых патологий, чего зачастую можно было бы избежать.
Еще в марте этого года министр здравоохранения Жан-Франсуа Маттеи попросил НККЭ решить этот острый вопрос, вставший десять лет тому назад в результате первых в стране дискуссий по проблемам генетики. Несмотря на публикацию в 2000 году указа, который, в частности, требовал не объявлять диагноза больному без консультации с психологом во избежание душевной травмы, и врачи, и больные по-прежнему хотят знать, как им вести себя с пациентом, который, страдая наследственным заболеванием, отказывается сообщать об этом родственникам.
Ибо случается, что это молчание оборачивается тяжелыми последствиями, особенно для людей, страдающих серьезными генетическими расстройствами, которых можно избежать, если распознать их вовремя. Так, например, обстоит дело с больными, страдающими нарушением цикла мочевины. Необходимо распознать это заболевание как можно раньше, чтобы пациенты смогли перейти на безбелковую диету.
"В данном случае совершенно очевидно, что информация, переданная пациентом членам его семьи - возможным носителям гена этого заболевания, - является лучшим инструментом из тех, которыми мы располагаем, говорит докладчик НККЭ Аксель Кан. - Но невозможно представить себе, чтобы обследованию подвергались все родственники, это нереально".
Другой пример: отсутствие информации о генетическом заболевании в семье может нанести ущерб будущей матери, лишенной возможности спокойно взвесить степень риска для еще не рожденного ребенка.
Стремясь преодолеть это препятствие, некоторые предлагали освобождать медиков от соблюдения врачебной тайны, когда они имеют дело с больным, желающим хранить молчание. Это значило бы разрешить врачам напрямую ставить в известность родственников пациента. Однако вчера НККЭ отклонил это предложение, сочтя, что "любое нарушение врачебной тайны могло бы привести к сокращению выявляемости заболеваний".
Профессора Марка Феллу, генетика из больницы Кошен, эта осторожная позиция не удовлетворяет: "Меня весьма удивляет устойчивость этой точки зрения, которая не отвечает ожиданиям ни врачей, ни пациентов. Хотя и очевидно, что информирование родственников должно находиться под контролем, отказ сделать такое информирование обязательным равнозначен согласию на утрату шансов близкими, являющимися носителями опасного генетического отклонения".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях