Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 6 октября 2009 г.

Эдуард Шеварднадзе: "О Хонеккере никто и не вспомнил"

Франк Нингуйзен

Экс-министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе говорит в интервью Sueddeutsche Zeitungо том, как Михаил Горбачев решил дать дать добро на объединение Германии.

6 октября 1989 года советский лидер Михаил Горбачев приехал в ГДР, которая на следующий день должна была праздновать 40-летие своего существования. Вспоминая события тех дней, Шеварднадзе говорит о том, что люди, встречая Михаила Сергеевича, скандировали: "Горби! Горби!", видя в нем инициатора перестройки и демократизации - о Хонеккере тогда никто не вспоминал.

Как отмечает далее Шеварднадзе, в то время Хонеккер не признавал перестройку, считая, что Советский Союз не понимает, что происходит в Восточной Германии - он выстраивал социализм по старому образцу, боялся модернизации и реформ.

Как признается экс-глава внешнеполитического ведомства СССР, задолго до объединения Германии его посещали мысли о том, что существование ГДР стоит под вопросом и объединение Востока с Западом неизбежно. "Я думал и о том, как долго просуществует Советский Союз. Возможно, до момента распада пройдут еще 10-12 лет. Я ошибался. Все случилось раньше", - добавляет он.

По словам Шеварднадзе, Михаил Горбачев до последнего момента не принимал окончательного решения относительно объединения, каждый раз обходя конкретные ответы на связанные с ним вопросы.

Все точки над "i" расставила встреча министров иностранных дел в Оттаве. Тогдашний госсекретарь США Джеймс Бейкер, вспоминает Шеварднадзе, при личном разговоре задал своему советскому коллеге вопрос о необходимости решить вопрос об объединении Германии, указывая на то, что глава внешнеполитического ведомства ФРГ уже дал свой положительный ответ. Слово теперь было за Горбачевым. В ходе телефонного разговора с Шеварднадзе тот дал добро после минутных колебаний. Это и положило начало переговорам в формате "два плюс четыре".

Нерешительность Горбачева Эдуард Шеварднадзе объясняет тем, что в Советском Союзе тот был не единственным лидером - существовало еще и Политбюро, некоторые члены которого были против подобного варианта развития событий. Не случайно Горбачев маневрировал, когда дело касалось вопроса об объединении Германии. Кроме того, этот шаг был сопряжен с другими проблемами: условиями, при которых возможно объединение, и судьбой Варшавского договора в целом.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru