The New York Times | 6 октября 2011 г.
Редкостное двойное вето в ООН по сирийскому вопросу - попытка России и Китая защитить друга
Нейл Макфаркьюхар
Наложив вето на резолюцию Совбеза ООН, осуждавшую Сирию за гонения на антиправительственные силы, Россия и Китай фактически бросили спасательный круг Башару Асаду, пишет обозреватель The New York Times . Москва и Пекин опасаются утратить влияние в арабском мире в ситуации, когда "авторитарные правительства, построенные по ныне обветшавшей советской модели, одно за другим терпят крах", - считает журналист Нейл Макфаркьюхар.
Для России Сирия - это военные и коммерческие сделки на миллиарды долларов ежегодно и база ВМФ в Тартусе. Кроме того, Сирия - единственный надежный друг России среди арабских государств, обеспечивающий выход на арабо-израильские переговоры о мире. Китай опасается, что "арабская весна" вдохновит неповиновение среди китайцев. Но важнее другое, полагает газета: Китай и Россия все чаще сообща противостоят шагам, которые понимают как попытки Запада с помощью санкций "завизировать в ООН" смену правящих режимов на прозападные.
Проект резолюции сам по себе был беззубым - о санкциях в нем упоминается лишь расплывчато, полагает газета. "Но даже этот текст вызвал возражения, в том числе потому, что размышления о Сирии омрачены огромной тенью Ливии", - говорится в статье.
Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин заявил, что вето по сирийской резолюции объясняется разногласиями относительно применения силы, а не связями Сирии с СССР и потенциальными убытками для России. "Казалось, после голосования Чуркин из кожи вон лез, стараясь дистанцировать Россию от кровопролития, устроенного сирийским правительством", - замечает газета. Между тем в среду министр иностранных дел России распространил заявление, где вслед за сирийским правительством осудил за террор так называемых экстремистов среди сирийского населения.
"Машинерия российской внешней политики - это во многом "черный ящик", но теперь нужно принимать в расчет и фон - а именно, длинную тень Путина, который в будущем году вернется на президентский пост", - говорится в статье.
Вето Китая - чрезвычайная редкость. "Дипломаты из Совбеза говорят, что китайцы не наложили бы вето, если бы Россия не шла в авангарде. И действительно, китайские делегаты сказали другим дипломатам, что на них давила Москва, требуя не воздерживаться при голосовании", - говорится в статье. Впрочем, по мнению экспертов, вето Китая работает на несколько его целей: он защищает свои коммерческие интересы, не допускает проникновения "бациллы "арабской весны" в свою страну и выбирает статус-кво, а не непредсказуемое будущее.
По мнению издания, сирийский вопрос вновь будет поставлен в ООН: "обстановка в стране остается взрывоопасной, а влиятельные соседи - Турция, Лига арабских государств - хотят уладить дело".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях