Berliner Zeitung | 6 сентября 2005 г.
Ответственность Путина
Катя Тихомирова
В России вновь правит самодержец. Но, конечно, уже не милостью божьей
В пятницу президент России Владимир Путин встречал представителей комитета "Матери Беслана". Тех матерей, которые 3 сентября 2004 года потеряли своих детей, когда российский спецназ штурмовал школу, захваченную террористами. Встреча проходила в Москве и состоялась по приглашению президента. Комитет ждал ее целый год. Почему? Потому что родственники погибших возложили вину на президента. Он несет ответственность за страшный исход драматического захвата заложников, а значит, он виноват в смерти более 300 человек, говорила председатель комитета. Они хотели ему это высказать. Президент не хотел этого слышать. Однако, в конце концов, он уже не мог уклоняться от встречи. Путин нервничал. Поэтому операторы государственных каналов должны были проявить особый такт - они записали только его вступительное слово.
Встреча проходила за закрытыми дверями, даже место ее проведения держалось в тайне. Он хотел бы сразу сказать, прозвучало в телевизионном выступлении Путина, что российское государство не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность граждан. Однако это, к сожалению, всеобщий феномен. Достаточно вспомнить 11 сентября и теракты в Мадриде и Лондоне. То, что президент чувствует себя неловко, встречаясь со скорбящими родственниками жертв катастрофы, понять можно. Но напрасное ожидание разъяснений превратило группу граждан в гражданское движение. Появление у него на пороге исполненных уверенности в себе и требовательных граждан стало причиной чувства неловкости российского президента. Поэтому общественность и была отлучена от этой встречи.
В отличие от своих коллег в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне, российский президент в одиночку несет ответственность за расследование преступления и его причин. Он сам захотел этого. После трагедии в Беслане Путин заявил: "Мы живем в стране, политическая система которой не соответствует уровню развития общества". Из этого он сделал вывод о необходимости личного контроля над всеми процессами в его государстве. Последовавшая затем реформа государственных структур имела своей целью завершение построения так называемой "вертикали власти".
Соответственно, теперь единоличную ответственность несет сам Путин, его администрация и российский Совет безопасности, председателем коего является Путин. Триумвират располагает всеми полномочиями в вопросах внутренней и внешней безопасности. Он наблюдает за партиями и за общественными структурами, даже неправительственные организации президент предпочел бы иметь организованными на государственном уровне. Чиновничий аппарат, который необходим, чтобы по поручению президента все это контролировать, поставляют российские спецслужбы.
Российская бюрократия благодарит президента за его всестороннюю заботу и передает наверх свою ответственность. Впрочем, собственные потери она возмещает за счет граждан. Кто полагает, что добром это не кончится, прав. Кто полагает, что такая система не может функционировать, ошибается.
После встречи с Путиным председатель комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева посчитала, что президент чувствует себя виновным. Его, мол, плохо проинформировали, и он тут же распорядился отправить в Беслан специального человека для расследования всех обстоятельств захвата заложников. И это через год после того, как бульдозеры МЧС вместе с вывезенными обломками школьного здания уничтожили все имевшиеся там доказательства! Президент пообещал действовать, сказала Дудиева, он сам заинтересован в правде. Доверие к президенту восстановлено.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях