Le Figaro | 6 сентября 2006 г.
Ливан как испытание для Турции
Пьер Руслен
Участвуя в миссии войск ООН в Ливане, Турция делает жест, который может положительно повлиять на исход дебатов по поводу ее вступления в Европейский союз.
Несмотря на враждебную реакцию общественного мнения и сильный скептицизм политического класса, Анкара выделит контингент "голубых касок" для усиленных UNIFIL в Южном Ливане.
Это решение похвально вдвойне. Во-первых, оно принято страной, ставшей наследницей Османской империи, а потому пробуждающей в регионе не только добрые воспоминания. Во-вторых, оно было принято умеренным исламистским правительством, которое рискует вызвать недовольство у своих сторонников в случае возможного вступления UNIFIL в конфликт с "Хизбаллах".
Хорошие отношения Турции как с Ираном и Сирией, так и с Израилем придают ценность ее участию в миссии войск ООН в Ливане. Это первый конкретный аргумент в пользу принятия в ЕС государства с населением численностью в 71 млн человек - государства, которое стучится в двери сомневающейся Европы. Исходя из геополитических соображений, разумно сделать вывод: лучше, если эта большая страна с преимущественно мусульманским населением будет с нами, чем против нас. Она поможет навести мосты между нами и Ближним Востоком, где активно работают исламисты, и избежать пресловутого "столкновения цивилизаций". Ливан дает первую возможность подвергнуть эту идею проверке.
Принимая вызов, правительство Реджепа Эрдогана должно учитывать масштабы кризиса, который к концу года разгорится между Брюсселем и Анкарой. На днях комиссия Европейского парламента по международным делам засвидетельствовала сложность ситуации, утвердив доклад, в котором отмечено замедление реформ в Турции после начала 4 октября прошлого года переговоров о ее вступлении в ЕС. В частности, в Уголовном кодексе Турции остается неприкосновенной статья 301, позволяющая привлекать к ответственности за покушение на честь нации.
Неизбежна будет и конфронтация вокруг проблемы Кипра, пока Турция, несмотря на свое решение распространить действие Таможенного союза на 10 новых членов ЕС, отказывается открыть свои морские и воздушные порты для кипрских судов и самолетов. Наказанием за этот отказ когда-нибудь станет прекращение переговоров о вступлении или, по крайней мере, переговоров, касающихся внутреннего рынка. Наконец, идут дебаты вокруг "возможностей абсорбции". Франция хочет, чтобы до конца года ЕС принял эту концепцию, дабы подчинить любое будущее расширение Евросоюза (после запланированного вступления в него Румынии и Болгарии) трем предварительным условиям: это завершенность институциональной реформы, наличие адекватных бюджетных ресурсов и согласие общественного мнения остальных стран ЕС.
Участие Турции в миссии UNIFIL не изменит хода переговоров о вступлении. Но оно может улучшить общий климат, показав новое лицо Турции. Лицо страны, которая не всегда требует то, что ей причитается, но способна помочь Европе сыграть свою роль на мировой арене.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях