The Washington Post | 6 сентября 2011 г.
В Дагестане мусульмане-салафиты конфликтуют с государственной властью
Кэти Лалли
В Дагестане разворачивается очередной эпизод борьбы Москвы с мятежными мусульманами, утверждает The Washington Post. "Появились террористы-смертники. Каждую неделю погибает в среднем три полицейских, жертвами становится множество мирных жителей. Танки и вертолеты со стрельбой преследуют партизан в лесах", - пишет журналистка Кэти Лалли. Недовольство дагестанцев находит свое выражение в консервативном течении ислама, которое укореняется в республике.
"Власти возлагают вину за неспокойную ситуацию на мусульманских экстремистов. Консервативные мусульмане говорят, что причина - правительственные репрессии. Иногда кажется, что бои приближаются к опасной грани гражданской войны: нападения на имамов, убийства имамов, взрывы в магазинах, где продается спиртное, сердитые молодые люди берут в руки оружие и уходят в подполье", - говорится в статье.
"Они терроризировали народ, а теперь народ их терроризирует", - говорит о властях региона религиозный лидер, известный под именем Абу Умар.
За 20 лет независимости России меньшинство сильно разбогатело, а рядовые граждане недовольны отсутствием возможностей и все более авторитарным правительством, которое держится на коррупции и презрении к закону, межнациональные трения обострились, пишет издание.
"Мало кто протестует. Чечню подавили. Но Дагестан кипит от религиозных диспутов и обиды на Москву, переплетенной почти до неотличимости с жестокими конфликтами коммерческого и политического толка", - говорится в статье.
"Россия никогда не сделает Дагестан процветающим. Для них мы люди третьего сорта. Они хотят нас унижать, и мы это чувствуем", - сказал Абу Умар. Этот человек устроил журналистам экскурсию по "самодостаточному селению мусульман в 70 милях северо-западнее Махачкалы", как пишет автор. "Он салафит. Русские называют это ваххабизмом и считают синонимом экстремизма", - сообщает Кэти Лалли. Уже возведены стены трехэтажного медресе, где, по словам салафитов, они будут оказывать социальные услуги, дадут возможность заниматься спортом, получать образование без коррупции.
"Абу Умар воображает, как граждане будут блюсти законы Аллаха, так что исчезнет надобность в полиции и других атрибутах власти, мусульмане смогут жить мирно и процветать. Правительство считает такие разговоры опасным фасадом для подрывной деятельности и терроризма. Абу Умар говорит, что власти утратили нравственные ориентиры и неверно оценивают салафитов", - говорится в статье.
По данным издания, ислам пришел в Дагестан в Позднем Средневековье в форме умеренного суфизма. В советский период верующие закапывали Коран в лесу и молча страдали, когда мечети разрушали. Салафизм - пуританское течение, характерное для Саудовской Аравии, - пришел в Дагестан через Афганистан, утверждает журналистка. Плодотворной почвой стало разочарование и хаос 1990-х годов.
Салафиты полагают, что мусульманин общается с Аллахом напрямую, а дагестанские суфии выполняют указания своих шейхов, говорится в статье. Салафитам не нравится ни альянс суфиев с властями, ни секулярное государство. По словам Абу Умара, если человек не мечтает о шариате, он не мусульманин.
"Насильственная смерть и нераскрытые убийства стали здесь рутиной", - пишет газета. В Махачкале журналистам рассказали, что старший преподаватель дзюдо был расстрелян сразу после того, как получил более ответственную должность в другом спортивном клубе.
Как сообщало МВД в июне, с начала года полицейские убили 100 человек, которых называют мятежниками. "Правозащитники обвиняют полицейских в том, что они сначала убивают человека, а затем находят преступление, которое можно приписать мертвецу", - говорится в статье.
Согласно оценкам местных журналистов, "в лесу" одномоментно находится от тысячи до полутора тысяч вооруженных мужчин, а еще около 5 тыс. готовы к ним присоединиться. "Лес служит укрытием и для организованного терроризма", - утверждает автор, упоминая, что Доку Умаров, за информацию о котором США назначили награду, прячется, возможно, в Дагестане.
"В Дагестане все полицейские - мишень для нападений, поскольку они представляют государственную власть и поскольку их обвиняют в жестоком обращении с населением", - говорится в статье.
"Имущество делят", как было в США во времена баронов-разбойников, заметил Абрек Алиев, глава протокольного отдела мэрии Махачкалы. Мэр, Саид Амиров, с 1998 года пережил 15 покушений, в результате одного из них стал инвалидом. "Некоторые люди пытаются жить вне закона, а я не позволяю им делать то, чего им хочется", - говорит мэр. Амиров сказал, что занят строительством жилья и инфраструктуры в Махачкале. "Мы хотим, чтобы здесь было светское государство в составе Российской Федерации. Если те, кто в лесу, прекратят воевать и сложат оружие, они могут присоединиться к мирному населению", - заявил он.
Журналисты также пообщались с несколькими неназванными полицейскими. Некий капитан с золотыми зубами, процитировав Руссо и Джефферсона, сказал: "Все эти бои - последствия неправильного политического, социального и экономического курса. В стране все институции коррумпированы, а источник этого - российская федеральная власть".
Салафит Рашид показал журналистам ролик, выложенный на YouTube: там запечатлено, как его знакомый вошел в винный магазин, велел сотрудникам и покупателям выйти и устроил взрыв. "21-летняя жена его друга, в хиджабе и розовом платье, молча пьет чай и смотрит, как ее муж становится героем", - пишет газета, поясняя, что этот человек попал под обстрел полиции и вместе с сообщниками погиб, когда их автомобиль взорвался.
"Мы не хотим навязывать свою веру другим, но мы хотим, чтобы нам разрешили жить так, как нам хочется. Мы хотим жить при шариате", - говорит Рашид.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях