Le Figaro | 6 сентября 2017 г.
Путин подчиняет себе российскую культуру
Пьер Авриль
По мере приближения российских президентских выборов 2018 года власть усиливает контроль над артистическими кругами. Недавний арест режиссера Кирилла Серебренникова вызвал ударную волну в стране, которая вспоминает о тех временах, когда Пушкин преследовался Александром I, а Пастернак был запрещен цензурой при Сталине, Хрущеве и Брежневе, пишет корреспондент Le Figaro в Москве Пьер Авриль.
Даже в Китае, за 7 тыс. км от Москвы, Путин комментирует судебное дело "номер один" в своей стране - арест 22 августа режиссера Кирилла Серебренникова. "Власти имеют только один вопрос к Серебренникову - о законности расходования бюджетных средств. Ну и что теперь, всех нужно освободить в силу того, что они работают в сфере культуры, что ли?" - резко сказал во вторник российский президент на пресс-конференции в рамках саммита БРИКС в Сямэне.
"Деятель культуры, прославленный не только в Москве, но и в Каннах, Авиньоне и Берлине, был жестоко низвергнут, - пишет автор, - и это вызвало всеобщее потрясение. Казалось, его не может коснуться такое. Весной вся Москва устроила ему овацию за постановку в "Геликон-Опере" пьесы Александра Грибоедова "Горе от ума". Спонсором спектакля выступила холдинговая компания "Интеррос" Владимира Потанина, одного из самых богатых олигархов России. Две недели спустя в престижном Большом театре другой миллиардер, Роман Абрамович, аплодировал на генеральной репетиции поставленного Серебренниковым спектакля-биографии, посвященного Рудольфу Нурееву, где звездный танцовщик появлялся в чем мать родила".
В исторической памяти страны неприятности режиссера напоминают о преследованиях Пушкина, Пастернака и других, говорится далее. "Как и его выдающиеся предшественники, Серебренников не является политическим оппозиционером. Он никогда не отстаивал свое право на гомосексуализм, в отличие от некоторых коллег, и всегда считал за честь работать в России, где он посвятил себя исключительно творчеству", - отмечает автор статьи. "В последний раз, когда арестовывали известного режиссера, это был Всеволод Мейерхольд в 1939 году", - напоминает писатель Борис Акунин, который обвиняет Путина - как и Сталина до него - в прямом приказе об аресте.
"Это как во времена нацистской Германии: сначала ликвидировали оппозиционеров и приструнили прессу, а затем взялись за культуру, за Фрица Ланга и Стефана Цвейга", - считает кинорежиссер и актер Андрей Смирнов.
Автор статьи указывает также на "уязвимость судебных обвинений, нависших над Серебренниковым". Чтобы подкрепить свое обвинение в хищении денежных средств, Следственный комитет утверждает, что тот не поставил спектакль "Сон в летнюю ночь". Проблема в том, что означенная пьеса стала объектом рецензий в прессе, передает Авриль. Историк Сесиль Весье, специалист по советской культуре, уточняет: "Арест Cеребренникова служит примером, однако следует воздерживаться от параллелей связи со сталинским периодом. Исчезновение в 1930-е годы цвета культуры вызвало столь болезненную травму в российском обществе - так и не преодоленную - что в стране тотчас возникают подобные аналогии. Но они не должны быть поняты буквально".
В настоящее время, пишет Авриль, государственный контроль на высшем уровне над кино и театром делается более тонким и осуществляется через крайне консервативного министра культуры Владимира Мединского. Он использует кнут, а также пряник в виде бюджетных средств.
Начиная с 2010 года около 3 млрд рублей (примерно 43 млн евро) ежегодно выделялись Фондом кино режиссерам, приближенным к власти, в частности Никите Михалкову, продолжает журналист. В рамках стратегии "мягкой силы" нынешний крестный отец российского кино воспользовался огромными государственными бюджетами для съемок патриотических фильмов, предназначенных на экспорт.
"Проблема в том, чтобы найти деньги", - говорил в 2011 году изданию Le Figaro режиссер Павел Лунгин, другой видный деятель российского кино. Звездный автор времен перестройки, получивший приз на Каннском кинофестивале за "Такси-блюз", сумел совершить новый скачок благодаря религиозному фильму "Остров", который умудрился понравиться РПЦ, затем последовал фильм "Царь", описывающий душевные муки Ивана Грозного. Но далее он совершил "непоправимый" поступок, с точки зрения некоторых его коллег: 11 марта 2014 года, в лучших советских традициях, Лунгин, как и 400 других деятелей культуры, подписал письмо в поддержку аннексии Крыма Владимиром Путиным, сообщает Авриль.
"В вопросе о Крыме деятели искусств оказались перед унизительным выбором. Среди подписантов многие зависели от Министерства культуры, - поясняет издательница Ирина Прохорова. - Если в России кто-то теряет финансовую поддержку государства, то очень трудно найти частные деньги".
Такой же неприятный случай произошел с подписантом того же письма Алексеем Учителем. Режиссер получил бюджетные средства для съемок фильма "Матильда" и недавно добился разрешения на прокат. Однако параллельно он попал под жестокую кампанию, проводимую бывшим прокурором Крыма и нынешним депутатом Натальей Поклонской, а также православными кругами, говорится в статье.
В открытом письме в поддержку Серебренникова драматург Иван Вырыпаев суров в своей оценке автора "Матильды": он упрекает Учителя в игнорировании ответственности Кремля. "Унизительно наблюдать замечательного режиссера Алексея Учителя, который борется за свой фильм с атаковавшими его депутатами и попами, но при этом сознательно не высказывает никаких претензии ни к власти, ни лично к президенту", - говорится в его открытом письме.
"Сегодня никто не может больше говорить ни о религии, ни о политике, ни о сексуальности, - заключает продюсер Павел Каплевич, коллега Серебренникова. - Все должны быть осторожными".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях