Статьи по дате

The Times | 7 апреля 2006 г.

Между Израилем и арабским миром перебрасываются торговые мосты

Бронуэн Мэддокс

Контакты Израиля с Палестиной могут быть заморожены, но в одной из менее щекотливых сфер отношения Израиля с арабскими странами Персидского залива теплеют.

Ворота между двумя сторонами не будут распахнуты до тех пор, пока в израильско-палестинских отношениях не будет какого-то формального прогресса, а этого ничто пока не предвещает. Однако в регионе, где большинство перемен являются потенциально опасными, новая перемена сулит большую открытость, благосостояние и укрепление связей.

Один представитель Израиля сказал: "Мы хотим нормальных отношений с арабским миром, и Персидский залив - это естественный выбор для начала деятельности в этом направлении. С ними мы не в ссоре".

Катар, белая ворона арабского мира, является единственным государством Персидского залива, формально признавшим Израиль. Оман прервал дипломатические отношения с Израилем после начала палестинской интифады в сентябре 2000 года. Коммерческие связи были осложнены арабским бойкотом, начатым арабскими странами в 1951 году в качестве одного из способов причинить вред Израилю. Однако за последние несколько лет государства Персидского залива немного смягчили позицию отчуждения.

Беспорядки в Ираке вынудили некоторые страны заняться поиском союзников. К этому же подталкивает жесткость нового правительства Ирана, которое громко заявляет об амбициях стать самой могущественной державой в регионе, и неопределенность долгосрочных перспектив Саудовской Аравии, гиганта арабского мира.

"Эти связи - с США, с Израилем - помогают государствам Персидского залива меньше зависеть от нас, - сказал один из официальных представителей Саудовской Аравии. - Они не проявляют недружелюбия к своим "старшим братьям", но их устраивает такая переориентация".

Этот сдвиг проявился на уровне дипломатических контактов. Наиболее очевидно о нем свидетельствовала встреча министров иностранных дел Израиля и Катара на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке в сентябре.

Министр иностранных дел Катара шейх Хамад бен Джасем бен Жабер Аль Тани, который похвалил Израиль за вывод поселений из Газы, сказал: "Арабские страны должны сделать шаг навстречу Израилю, чтобы попытаться составить представление о будущем после Газы".

Катар также предоставляет 3,5 млн фунтов на строительство стадиона в Израиле для популярной арабской футбольной команды.

После 2000 года, когда наследный принц Бахрейна встретился с Шимоном Пересом, бывшим премьер-министром Израиля, между этими странами периодически без особого шума заключались различные контракты.

Однако самым ярким свидетельством изменений в отношениях стало то, что постепенно сошел на нет арабский бойкот. Частично это объясняется финансовой привлекательностью торговли с США, Европой и собственно с Израилем.

В разгар этого бойкота, после войны на Йом-Кипур, не только пресекалась торговля израильских компаний с арабскими странами, но и запрещалось вести дела с компаниями, которые имели дело с фирмами, занесенными в "черный список". Главы предприятий не спали ночами, думая, не внесут ли их в список, который составляло Управление арабского бойкота в Дамаске.

Однако эти тиски стали слабеть после заключения мира между Израилем и Египтом в 1978 году и соглашений, заключенных в Осло в 1993 году, когда многие арабские страны частично вышли из бойкота.

Ярыми поборниками бойкота среди 22 стран Арабской лиги оставались Сирия, Иран и Ливан, но после 1996 года Управление арабского бойкота в полном составе не созывалось.

В январе США наконец подписали договор о свободной торговле с Бахрейном. Одним из его условий было прекращение Бахрейном противодействия торговле с Израилем (Бахрейн заявляет, что осознает необходимость упразднить бойкот и работает над этим).

Соединенные Штаты заключили похожие договоры с Иорданом и Марокко, а также с самим Израилем. Администрация Буша заключила договор с Оманом, который сейчас обсуждается в конгрессе.

В прошлом году Саудовская Аравия вступила в ВТО. На нее оказывалось сильное давление, можно даже сказать, что было выдвинуто в качестве условия требование согласиться на торговлю с Израилем.

В настоящий момент коммерческие документы Израиля свидетельствуют только о торговле с Иорданом, Египтом и, разумеется, с Турцией.

Однако слышны истории о том, что между Израилем и другими странами Персидского залива уже осуществляется торговля - при отсутствии товарных ярлыков "Сделано в Израиле". Это делается через третьи страны или напрямую, но в любом случае такие ярлыки отрываются.

Арабские страны осознают, что Израиль представляет собой огромный ресурс технологий и ноу-хау, находясь прямо у них под боком. Это пытался донести до них министр иностранных дел Сильван Шалом на саммите ООН в Тунисе в ноябре.

Несмотря на то что политики и бизнесмены потихоньку зондируют возможности для налаживания связей, общественное мнение в арабских странах остается препятствием.

Пока отношения между Израилем и Палестиной остаются столь враждебными, чувства общественности решительно противостоят более открытым связям.

Арабские покупатели все еще стойко придерживаются идей бойкота, который их лидеры - и бизнес - воспринимают как помеху.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru