The Washington Post | 7 февраля 2007 г.
Дипломатия Саудовской Аравии
Редакция
Одним из последствий недавнего решения администрации Буша разделить Ближний Восток на "экстремистов" и "умеренных" стала маргинализация американской дипломатии в регионе. Администрация отказывается разговаривать с "экстремистами" - Ираном, Сирией, "Хизбаллой" и "Хамасом" - хотя эти правительства и группировки играют ключевую роль во всех крупных конфликтах от Ирака до сектора Газа. Сейчас этот дипломатический вакуум стремится заполнить один из "умеренных" союзников США - Саудовскяа Аравия, которая наглядно демонстрирует, что переговоры с противниками иногда могут быть полезны, и намекает на то, что из-за своей жесткой политики Буш может упустить некоторые возможности.
Вчера в Эр-Рияде саудовский король Абдалла организовал способные привести к прорыву переговоры между палестинским президентом Махмудом Аббасом и высокопоставленными лидерами "Хамаса". Госсекретарь Кондолиза Райс на следующей неделе готовится сама встретиться с Аббасом и израильским премьер-министром Эхудом Ольмертом. Однако более важны, судя по всему, споры внутри самой Палестинской автономии. Именно они могут определить, появится ли палестинская администрация, желающая и способная уладить отношения с Израилем, или же бои между палестинскими группировками усилятся.
Что знаменательно, в числе представителей "Хамаса" в Эр-Рияде оказался Халед Машаль, лидер боевиков, находящийся в Дамаске, который прежде выступал против шагов по урегулированию. Вероятно, отношения Саудовской Аравии с покровителем Машаля, сирийским президентом Башаром Асадом, улучшаются. Асад вскоре прибудет в Эр-Рияд на саммит Лиги арабских государств.
Кроме того, саудовские дипломаты, в числе которых бывший посол в Вашингтоне принц Бандар бен Султан, ведут активные переговоры с Ираном. Начало этим контактам положил визит в Саудовскую Аравию Али Лариджани - главы иранского совета национальной безопасности. Принц Бандар неоднократно посещал Тегеран, а, по данным газеты The New York Times, король Абдулла принимал лидеров "Хизбаллы".
Суннитская Саудовская Аравия и шиитский Иран поддерживают различные стороны в усиливающихся конфессиональных конфликтах в Ираке и Ливане, однако переговоры показывают, что оба правительства заинтересованы в прекращении насилия. Несмотря на то что прорыва пока не произошло, эти дипломатические усилия как минимум привели к некоторому улучшению ситуации в Ливане. В январе кампания, развернутая в Ливане "Хизбаллой" против прозападного и просаудовского правительства, привела к началу насилия, которое продолжалось несколько дней.
Администрация Буша, судя по всему, поощряет саудовскую дипломатию: Госдепартамент положительно оценил тот факт, что король принял палестинские переговоры. Фактически саудовские инициативы, пусть они пока не принесли результатов, доказывают несостоятельность политики самой администрации, которая жестко отделяет врагов от друзей. Стратегия США подразумевает, что переговоры с такими иранцами, как Лариджани, бесполезны и что боевиков вроде Машаля ничто не заставит пойти на компромисс. Саудовская Аравия опробует на практике противоположный подход, и это отрадный факт. Еще лучше будет, если на небольшой риск решатся и американские дипломаты.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях