Maariv | 7 ноября 2006 г.
Израильские пассажирские самолеты не защищены от атак террористов
Феликс Фриш
И сегодня, четыре года спустя после попытки террористов Кении сбить самолет компании Arkia, на борту которого находились израильские пассажиры, Израиль все еще не оснастил самолеты противоракетными системами, призванными защитить людей от террористических атак. Число сообщений о готовящихся атаках подобного рода растет, но все варианты защиты самолетов от террористов пока остаются на бумаге.
28 ноября 2002 года кенийские террористы выпустили две ракеты по самолету Boeing 757, принадлежавшему компании аэроперевозок Arkia. В момент атаки самолет совершал взлет из аэропорта в Момбасе (Кения). Ракеты пролетели на расстоянии считанных метров от Boeing и только благодаря чистой случайности не попали в самолет. Если бы кенийских террористов не подвела их плохая военная подготовка, эта атака стала бы крупнейшим авиатерактом в израильской истории.
Вскоре после инцидента премьер-министр Израиля Ариэль Шарон отдал приказ системе безопасности, штабу по борьбе с террором и министерству транспорта приступить к разработке защитной системы для пассажирских самолетов. Министерство транспорта получило два предложения. Защитная система под названием Flight Guard, разработанная заводом "Альта" и концерном "Таас", была практически готова к использованию. Радарная установка позволяла обнаружить ракеты и выпустить тепловой луч большой мощности, изменяющий траекторию полета ракеты. Лазерная защита концерна РАФАЭЛ, разработанная в сотрудничестве с "Эль-ОП", считалась более современной, но требовала дополнительных вложений.
Защитная система разработки "Альта" и "Таас" была установлена в 2004 году на одном-единственном самолете компании "Эль-Аль", при этом событие сопровождалось шумихой, поднятой в прессе. Проблемы начались сразу. Управление аэропортами США, как и администрация аэропортов большинства стран мира, в которые совершает полеты "Эль-Аль", отказалась разрешить посадку на своей территории израильскому самолету, оснащенному такой системой защиты. Более того, этому самолету запретили появляться в воздушном пространстве этих стран. Дополнительная проблема этой противоракетной системы обороны состояла в том, что она годилась для установки только на небольших самолетах, типа Boeing 767-200 или Boeing 737.
По этой же причине, несмотря на финансирование министерством транспорта этого проекта и указание установить такую систему на шести самолетах, ею по-прежнему оснащен только один борт. С точки зрения авиакомпании "Эль-Аль", вес системы (около полутонны) слишком велик, а ограничение грузоподъемности вынуждает авиакомпанию сократить число посадочных мест на 10 кресел. Сопротивление "Эль-Аль", которая требовала от правительства компенсировать ей материальный ущерб, причиненный установкой системы, имело решающее значение.
Недостатки системы Flight Guard заставили министерство обороны сделать выбор в пользу разработки РАФАЭЛ и "Эль-ОП", но и сегодня, спустя два года после того, как было принято это решение, оно остается на бумаге. На разработку этого проекта концерн РАФАЭЛ потребовал от государства 60 миллионов долларов, но получил от министерства финансов только 60 тысяч шекелей. РАФАЭЛ потребовал от правительства обязательства закупить несколько десятков защитных систем, но, по словам представителя системы безопасности, государство отказалось давать такие обещания.
В результате Израиль располагает одной готовой защитной системой, которой нет и никогда не будет применения в гражданской авиации, поскольку ни США, ни страны Европы не согласятся на то, чтобы самолеты с такой установкой на борту летали над их территорией. Существует и вторая разработка, которая больше отвечает требованиям гражданской авиации, но далека от завершения. Тем временем растет число угроз со стороны террористических организаций, намеревающихся сбить израильский самолет ракетой класса "земля-воздух". Глава службы общей безопасности ШАБАК Юваль Дискин сказал по этому поводу, что "угрозы в адрес израильской авиации множатся, и следует приложить все усилия для обеспечения безопасности граждан при перелетах".
Полгода спустя после инцидента в Момбасе, в июне 2003 года, разведке стало известно о намерении "Аль-Каиды" сбить в Бангкоке самолет компании "Эль-Аль". С тех пор поток угроз не иссякает. Израильские самолеты садятся на запасных аэропортах, а в Израиле надеются на разведку и на чудо.
Во время инцидента в Момбасе пост министра безопасности занимал Шауль Мофаз, который в настоящий момент возглавляет министерство транспорта и занимается программой по защите самолетов. Две недели назад в ходе своего визита в США Мофаз провел встречу с представителями двух американских оборонных концернов, которые решают похожие задачи, и предложил им сотрудничество с РАФАЭЛ и "Эль-ОП". В ближайшее время Мофаз обсудит с премьер-министром способы защиты пассажирских самолетов.
Пресс-секретарь министерства обороны сообщила вчера, что их ведомство занимается исключительно техническим аспектом этого вопроса, не касаясь проблем финансирования.
Представитель канцелярии премьер-министра заявил: "Мы вложили деньги в разработку системы и установили одну из них. Однако с ее использованием возникли проблемы. Теперь нам предстоит найти дополнительные возможности разработки подобных систем".
Перевод newsru.co.il.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях