The Guardian | 7 апреля 2003 г.
В пригороде Детройта, где живут сотни тысяч арабов, растет напряжение
Мэттью Енджел
Пока в выходные бушевала битва за Багдад, в тысячах миль от Багдада рядом с бывшим баскетбольным стадионом разворачивалась битва за сердца свыше 300 тыс. иракцев, эмигрировавших в США.
В субботу в Детройте прошел антивоенный митинг протеста, подобно тем, которые состоялись в тысячах городов по всему миру. Однако, в то время как в других местах все протесты похожи друг на друга, здесь, в Детройте, ощущалось нечто необычное.
В субботу Детройт стал, пожалуй, самым "арабским" городом в западном полушарии. Участок улицы Warren Avenue длиной две мили между Детройтом и пригородом Дирборн - это единственное, что Северная Америка смогла предложить эмигрантам взамен традиционного арабского базара. Почти четверть населения Дирборна - люди арабского происхождения, и на субботнем митинге они составляли порядочную часть собравшейся толпы.
Дирборн оказался расколотым надвое, и атмосфера в этом городе, которая никогда не была особенно спокойной, с тех пор как 18 месяцев назад американцы арабского происхождения стали предметом пристального внимания общественности, стала еще более неустойчивой. В прошлом месяце Пол Вулфовиц, заместитель министра обороны и человек, для которого война - это мечта, ставшая реальностью, прибыл в Дирборн, где иракские эмигранты порассказали ему ужасные истории о Саддаме. Он незамедлительно расценил это как поддержку войны со стороны иракских американцев.
Однако другие выходцы из Ирака утверждают, что встреча была организована втайне - для того, что обеспечить присутствие на ней только сторонников войны, большинство которых являются членами Иракского национального конгресса - организации, пользующейся поддержкой господина Вулфовица. Его друзья - это большей частью беженцы, которые принимали участие в восстании против Саддама на юге Ирака, вспыхнувшем после войны в Персидском заливе. Они бежали в Саудовскую Аравию, когда восстание потерпело поражение, и затем перебрались в США. Однако вокруг Детройта есть и более старые, и более многочисленные иракские общины, включая общины христиан-халдеев, которые занимают совершенно иную позицию. "Эта встреча была полной фикцией, - заявил Мухаммед Аломари, приехавший в Мичиган 33 года назад. - Это было просто шоу".
Нет никаких сомнений в том, что иракцы, выступающие за войну, гораздо менее многочисленны, чем арабские общины, особенно выходцев из Йемена, Ливана и Палестины, которые проживают в этом американском городе и не разделяют политику правительства. Человек, не говорящий по-арабски, зайдя в какую-нибудь арабскую лавку, может легко понять, люди каких убеждений здесь обитают. Достаточно лишь посмотреть, какую двуязычную газету здесь читают: Arab-American News - с ее заголовком "Растет число убитых и раненых детей" или Michigan Arab News ? с шапкой "Боже, благослови Америку".
Подливает масла в огонь и орда офицеров ФБР и других служб безопасности, которые последние 18 месяцев работают в данном районе и периодически вызывают к себе иракцев- иммигрантов. "Люди напряжены и настроены критически", - заявляет Хаарис Ахмед из местного отделения Совета по американо-исламским отношениям. "Пока разногласия проявляются только на словах, однако могут найтись люди, готовые пустить друг другу кровь".
На митинге одному человеку из толпы особенно следовало позаботиться, чтобы ему не пустили кровь. Его имя Хайдер аль-Джубури, владелец супермаркета, бежавший из Ирака после Войны в Заливе, и его мнение резко отличается от мнения большинства. Одетый по-летнему, несмотря на недавний снег, он мечется в толпе, развешивая листовки со словами "Не поддерживайте убийцу", и пытается дискутировать с собравшимися.
"Моя семья в Ираке, они страдают от Саддама Хусейна, - говорит он одному задумчивому молодому человеку, - мне не нравится война. Но существует ли иное решение?"
Молодой человек, запинаясь, отвечает: "Ну, мы думаем, что люди, которые страдают - это иракские люди". "Это понятно, - горячится Джубури, - но я прошу дать мне решение проблемы". Он уходит. Такое впечатление, что, двигаясь среди протестующих, он намеренно избегает других арабов. В Детройте можно при желании попасть в заваруху даже на мирном митинге. "По правде говоря, я немного боюсь, - говорит Джубури. - Может случиться так, что меня здесь побьют".
В иракской булочной на Warren Avenue хозяева месят тесто для питты, не отрывая глаз от телеканала Al-Jazeera, который дает в целом менее слащавую картину войны, нежели другие. Булочник Али, который сбежал из Ирака во время шиитского восстания, в течение первых дней войны мог разговаривать по телефону со своей семьей, оставшейся там. Потом связь прервалась. "Мы очень, очень, очень беспокоимся. Смотрим новости двадцать четыре часа в сутки".
Али добровольно готов ехать в Ирак вместе с американскими войсками в качестве переводчика и посредника. Некоторые его товарищи уже так и сделали. Господин Джубури, помогавший с рекрутированием, заявляет, что 2000 иракцев уже уехали из Детройта. Однако, по другим данным, Пентагон закрыл эту программу, потому что нашел всего лишь несколько десятков добровольцев.
В другой булочной, уже не иракской, палестинец по имени Амир видит все очень четко: "Я никому не верю, - говорит он, - Ирак, Америка... Американские средства массовой информации, арабские средства массовой информации? Все врут".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях