Le Figaro | 7 апреля 2003 г.
Великий Пикассо на газетной бумаге
Мишель Нуридсани
Сила художественного решения - феноменальная, волнующая. Вот что всегда поражает любого, кто впервые или заново открывает для себя Пикассо ? будь то через скульптуру, рисунки, живопись, эротику, любовь к корриде или общение с другими художниками. Но особенно ярко проявляется она на этой выставке под названием "Пикассо. Газетная бумага", где творческая мощь художника проявляется буквально во всем. В малом. В большом. В вырезках из газет. Разумеется, и в коллажах, но не только.
Газетная бумага? В мастерской он использует ее как палитру ? это видно по фотографиям, задающим ритм всей экспозиции. Комкая газету, он делает из нее муляж. Пером или кистью расправляется с газетными иллюстрациями к тем или иным статьям ? словно неуч, словно карикатурист. Вот почерк его размашистой кисти на заголовках ? об откровениях комиссии Давье в Москве, о военных приготовлениях французской армии в 1913 году, о победе Пелисье в гонке Тур де Франс. Здесь на полях цветным карандашом написано: "Дора, Дора, Дора, Дора". Здесь он, как ребенок, вырезает бумажных человечков? Короче говоря, эта выставка, тщательно продуманная и реализованная, поражает не только своим блеском, не только качеством проделанной работы и тонкостью, но также огромной энергией. Какая сила! Какая молодость!
Сколько выдумки в использовании газетной бумаги ? или сюжетов газетных статей!
Здесь столько же читаешь, сколько и смотришь, потому что на стендах тебе открываются весьма интересные вещи. Вот знаменитый портрет Сталина, нарисованный для газеты Les Lettres francaises ? его появление коммунисты восприняли как скандал. Вот статья Арагона ? скандальная сегодня для нас. Вот номер Le Canard enchaine с полным иронии ответом на нее?
Стоит почитать пояснения к этим экспонатам ? не слишком пространные, но и не слишком беглые, ? чтобы понять, о чем идет речь, откуда это, что это означает. Такова его работа "Сон" ? первый "текстуальный папье-колле" Пикассо.
Здесь же и его первый обычный коллаж: это известный "Натюрморт с плетеным стулом", написанный весной 1912 года, в котором использован логотип газеты Le Journal. В 1912?1914 году Пикассо постоянно применял этот прием.
Материалом, который Пикассо использовал в своих первых "папье-колле", служили газеты L'Excelsior, Le Journal (или Le Figaro, которого, правда, на выставке нет); эти газеты присутствуют и на некоторых его холстах. Здесь выставлены многие его шедевры - вновь увидеть их приятно, но они известны. Менее известно все остальное. Оказывается, Пикассо всю жизнь использовал газету в качестве материала или модели: это юмористические газеты, которые он изрисовывал в 13-летнем возрасте, этюды на страницах газет (1906?1911 годы), коллажи и эскизы декораций послевоенных лет и т.д.
Пикассо всегда был "спонтанен". Но здесь это особенно бросается в глаза. Здесь он еще свежее, еще отважнее. Вдохновленный этим своеобразным иконоборчеством, побуждающим творить на написанном тексте, он ведет свой диалог с событиями эпохи ? балканскими войнами, Первой мировой войной, гражданской войной в Испании, Второй мировой войной, войной в Алжире и? с историей собственной жизни.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях