La Repubblica | 7 апреля 2003 г.
Раис скрывается в Тикрите
Маджи Аллам
Последние дни Саддама подобны прощальному паломничеству в места, оставившие значительный след в его непростой жизни. Несколько дней назад он отправился в кофейню Numan Caffe, расположенную в багдадском квартале Аазамия, где в 60-е годы со своими друзьями-баасистами долгими часами обсуждал план государственного переворота, в результате которого партия Баас и пришла к власти в 1968 году. Затем он позволил себя лицезреть среди толпы на площади Аль-Ликаа в квартале Аль-Мансур, на западной окраине города, чтобы вновь отдаться во власть эмоциям, которые не испытывал с 70-х годов. Это была эпоха свершившейся баасистской революции, период, когда благодаря заоблачным ценам на нефть весь Ирак превратился в огромную строительную площадку, когда доход на душу населения в стране стал одним из самых высоких в Персидском заливе.
И вот теперь, по словам бывшего помощника иракского президента, Саддам , вероятнее всего, укрылся в Тикрите - в своей родной провинции. Своего рода возвращение в материнское лоно, безнадежная попытка найти безопасное убежище, которого у него в действительности никогда не было, поскольку он никогда никому не доверял.
"Саддама нельзя назвать храбрым человеком. Он, скорее, сумасшедший и отчаявшийся, он готовится жить в изгнании. Когда он узнал, что американцы приближаются, он без всякого колебания покинул Багдад", - утверждает Хаитам Рашид Вахиб, который на протяжении 20 лет возглавлял протокольный отдел президента. В интервью The Mail on Sunday Вахиб охарактеризовал Саддама как человека без совести, без жалости, хитрого и эгоистичного.
В Тикрите, куда он, вероятно, направился, у него около 500 домов и мест, где можно укрыться. Скорее всего, он добрался до города на простом такси. Вахиб убежден, что в конце концов Саддам сбежит. Тикрит - этап на пути к жизни в изгнании. Возможно, в Сирии. Аналогичным образом поступил в 1959 году после неудавшегося государственного переворота занимавший в то время пост генерал-президента Абдель Карим Касем.
Свое предыдущее бегство из Ирака Саддам впоследствии сравнивал с исходом пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году. Своего рода исторический водораздел, переход от отрочества к политической зрелости, от простого революционера к статусу лидера. Но в новой подпольной деятельности и новом бегстве Саддама уже нет ничего эпического. Теперь он прекрасно понимает, что настал час расплаты. Он уже не может манипулировать реальностью, чтобы приспособить ее к своим извращенным идеям, к мечтам человека, страдающего манией величия. Его уже не спасут его двойники - люди, вынужденные под страхом смерти походить на него.
После просмотра репортажа, показанного в прошлую пятницу, Вахиб сказал: "Я знаю его многочисленных двойников, и Саддам, который пожимал руки, не был иракским диктатором. Этот человек был более худым, кроме того, у настоящего Саддама покачивающаяся походка".
Версию о том, что Саддам предпочтет ссылку, поддерживает и кувейтская газета Al Qabas. Эту идею высказал бывший советский президент Михаил Горбачев, на днях побывавший в Бейруте. Это была последняя попытка избежать штурма Багдада американскими войсками, поскольку такая операция может превратиться в кровавую баню для 6 млн жителей столицы. Но, вероятно, слишком поздно. Сейчас, пожалуй, уже будет трудно найти страну, которая была бы готова принять Хусейна. Ливанские дипломатические источники утверждают, что Али Хасан аль-Маджид, "химик Али", сказал: "Я никогда не сдамся. Я сам пущу себе пулю в лоб".
Но и в случае с Саддамом сценарий самоубийства или убийства кажется наиболее вероятными. Багдад лучшее место для укрытия и сопротивления со многих точек зрения. Но нельзя исключать того, что Саддам избрал Тикрит по субъективным соображениям. Возможно, его шестое чувство, до последнего времени обеспечивавшее его выживание, сказало ему, что уже ничего не поделаешь, надо примириться со своей родной землей и в последний раз обняться с ее людьми.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях