The New York Times | 7 апреля 2004 г.
С расширением НАТО растет беспокойство России
Сергей Иванов, министр обороны РФ
Россияне сохраняли поразительное спокойствие в связи с последним этапом расширения НАТО на восток - вступлением на прошлой неделе семи новых членов, в числе которых были соседствующие с Россией государства Балтии. Однако мы не перестаем задаваться вопросом: для чего в сегодняшнем мире должна существовать организация, специально созданная, чтобы противостоять Советскому Союзу и его союзникам в Восточной Европе?
Это беспокойство растет в свете событий последних лет, демонстрирующих стремление альянса укреплять международную безопасность за счет военных средств. За первой волной расширения НАТО в 1999 году, когда новыми членами альянса стали Польша, Венгрия и Чехия, последовал военный кризис в Югославии. Возможно, такая последовательность оказалась результатом простого совпадения, но тем не менее расширение придало уверенности НАТО, когда против Белграда были направлены крылатые ракеты, а потом натовские войска (с помощью России) вошли в Косово.
Сейчас совершенно очевидно, что проблема в регионе не была решена. Последние случаи насилия в Косово и Македонии унесли жизни десятков людей, сотни были ранены, множество православных церквей сожжены, тысячи домов разрушены.
Беспокойство многих россиян вызывает также возглавляемая Америкой кампания, направленная против движений "Талибан" и "Аль-Каида" в Афганистане. Несмотря на успешное начало этой кампании - осуществленное при поддержке России - в конечном итоге она не достигла целей. Активность международных террористических организаций все возрастает, члены "Аль-Каиды" проникают на Ближний Восток, а "Талибан" в какой-то степени восстанавливает свой военный потенциал. Показательным был провал попытки Пакистана захватить контингент "Аль-Каиды" на границе с Афганистаном в прошлом месяце.
В настоящий момент Ирак оккупирован США и их союзниками, среди которых есть и члены НАТО. Подобно магниту, Ирак притягивает террористов из всей восточной части арабского мира. Было убито уже более 600 американских солдат и около 100 представителей других стран альянса, не говоря уж о потерях среди гражданского населения. Недавние террористические акты в Мадриде также следует рассматривать как звено в этой цепи растущего насилия.
Позиция России в этом вопросе - это не позиция злорадствующего наблюдателя, с внутренним ликованием следящего за промахами Америки и НАТО. Напротив, несмотря на некоторые противоречия, все еще существующие между Россией и НАТО, мы стремимся к сотрудничеству с альянсом для обеспечения глобальной безопасности. Именно в этих целях во время саммита в Риме в 2002 году был основан консультативный совет Россия-НАТО, призванный дать России право голоса наравне с государствами - членами НАТО.
Этот совет уже успел принести свои плоды. Россия выступила участником множества совместных программ, в том числе направленных на борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и техники для его транспортировки. Россия совместно с НАТО разрабатывает проект создания в Европе системы противоракетной обороны (ПРО), на данном этапе уже была одобрена программа конкретных совместных действий на следующие два года, в США были проведены совместные командно-штабные учения по ПРО.
В прошлом году две стороны объединили усилия для повышения совместимости вооруженных сил России с вооруженными силами НАТО, которая должна помочь в проведении совместных операций. Более 20 военных учений было проведено на территории России и государств - членов НАТО. Соглашение об оказании помощи экипажам тонущих подводных лодок, подписанное в прошлом году, служит еще одним примером эффективного сотрудничества.
Однако у России остается ощущение, что многое еще не сделано. Во-первых, мы хотели бы, чтобы программы, упомянутые в декларации саммита в Риме, получили приоритетное значение. Это не только программа развития ПРО в Европе, но также и планы по ликвидации военной техники, в том числе противопехотных мин, и по модернизации и техническому обслуживанию оружия советского производства, все еще используемого в некоторых странах НАТО. Все описанные проекты выгодны для каждой стороны в военном, политическом и, прежде всего, в экономическом отношении.
При этом продвижение на этом и других фронтах требует урегулирования разногласий путем диалога. Но этому диалогу мешают торопливые действия альянса по расширению. Вполне обоснованно беспокойство российского военного и политического руководства в связи с интеграцией в НАТО Эстонии, Латвии и Литвы, в особенности тревожит перспектива размещения крупных баз НАТО в этих странах. Альянс в этом случае получает более широкие возможности контролировать территорию России. Мы не можем смотреть сквозь пальцы на то, что военные и воздушные базы США оказываются все ближе к городам и оборонным сооружениям европейской части России.
Наши опасения усиливаются из-за все еще открытой дискуссии по поводу Договора об обычных вооружениях в Европе, поправки к которому до сих пор не были приняты. Государства Балтии и еще один новый член НАТО - Словения - не являются участниками этого договора. В связи с их вступлением в альянс в европейской системе контроля над обычным вооружением образовалась "серая зона". То есть альянс на их территории может использовать тяжелое вооружение в любых объемах. Кроме того, ни руководство НАТО в Брюсселе, ни правительства вышеупомянутых государств не предпринимают никаких шагов, чтобы снизить нашу обеспокоенность.
Это выглядит как открытый вызов России, последовательно действующей в направлении уменьшения своего военного присутствия в регионе. Наступательные военные части были выведены из Ленинградского военного округа и Калининградской области, граничащей с прибалтийскими странами. Там размещены части, предназначенные для осуществления исключительно оборонительных функций.
Далее, мы обеспокоены планами США по передислокации военных сил за рубежом, в частности в Европе. Америка планирует передвинуть некоторые из своих западноевропейских баз ближе к границам России. Вашингтон заверяет нас, что это делается лишь с целью сэкономить деньги и повысить возможности борьбы с международным терроризмом. Однако эти аргументы не выдерживают серьезного анализа, а любые гипотетические преимущества, полученные в результате таких действий, меркнут в сравнении с теми потерями в области отношений НАТО с Россией, которые могут последовать.
Я глубоко убежден: если наши партнеры уделят должное внимание нашей обеспокоенности, они сделают все возможное, чтобы Россия не чувствовала себя отчужденной и ее интересы не были ущемлены. Мы будем приветствовать любые переговоры с Вашингтоном по этим вопросам. Только принимая во внимание точки зрения друг друга, можно преодолеть тревогу и достичь взаимопонимания.
Однако до сих пор НАТО двигалось в противоположном направлении. Наибольшее беспокойство вызвал саммит в Праге в 2002 году, когда альянс одобрил для себя возможность в случаях, когда это будет признанно необходимым, разворачивать военные действия даже за пределами стран НАТО. При этом на саммите не было указано, что санкция на такие действия со стороны ООН является для НАТО обязательной.
Я твердо уверен, что только ООН имеет право на инициирование военных действий за пределами признаваемых международных границ законными. Любое действие НАТО, не получившее одобрения ООН, должно быть объявлено противозаконным - в том числе "превентивные войны", подобные войне в Ираке. Однако, если этот новый принцип превентивного применения силы будет считаться законным при решении международных вопросов, у России не будет другого выбора, кроме как тоже принять его на вооружение и действовать соответствующим образом в целях соблюдения национальных интересов.
Комплекс противоречий между Москвой и Брюсселем, между Москвой и Вашингтоном может быть разрешен только при условии диалога и взаимного доверия. Благодаря решениям саммита в Риме стороны получили соответствующий дипломатический механизм и опыт сотрудничества. Но для того, чтобы продвинуться еще дальше, наши партнеры по совету Россия-НАТО должны продемонстрировать серьезное отношение к нашей озабоченности в связи с приближением сил альянса к границам России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях