The New York Times | 7 апреля 2004 г.
Лидер российской республики едва избежал гибели
Стивен Ли Майерс
Лидер Ингушетии, республики, находящейся на юге России, во вторник чуть не стал жертвой покушения, когда автомобиль, начиненный взрывчаткой, взорвался возле его автоколонны. В результате сильного взрыва погиб один человек, по-видимому террорист-смертник, и семь было ранено.
Мурат Зязиков, президент Ингушетии, автономной республики, граничащей с Чечней, получил незначительные травмы, в том числе ожоги, в результате последнего из ряда терактов, совершенных в России смертниками, который явился нечастым даже здесь случаем покушения на жизнь избранного представителя власти.
"Это очередная попытка втянуть Ингушетию в конфликт, расширить зону военных действий, подорвать стабильность на Северном Кавказе", - заявил 46-летний Зязиков агентству "Интерфакс".
Его комментарии наводят на мысль о том, что он возлагает вину за теракты на чеченских повстанцев, сражающихся с федеральными войсками, хотя никто не взял на себя ответственность и власти не назвали подозреваемых.
Зязиков, ставший президентом Ингушетии в 2002 году, сообщил, что автомобиль "Лада", следовавший за его колонной по шоссе, ведущему в столицу республики Владикавказ, внезапно набрал скорость и взорвался, столкнувшись с его бронированным "мерседесом" в 9:45 утра.
"Трудно представить себе, что бы произошло, если бы машина не была бронированной", - сказал он.
Сила взрыва, по оценкам, эквивалентная 200 фунтам динамита, уничтожила машину террориста, повредила несколько машин президентского кортежа и дома, находящиеся в сотнях ярдов от места теракта, сообщили официальные источники.
По официальным сообщениям, во взорвавшейся машине находился только водитель, но некоторые информационные агентства, в том числе РИА "Новости", сообщили, что террористов могло быть двое. Ущерб настолько велик, что это невозможно установить.
Взрывом ранило четырех охранников Зязикова, одного из них тяжело, и двух прохожих, один из которых ребенок.
По приказу властей, усилена безопасность в республике, где блокпосты и патрули стали привычными из-за конфликта в соседней Чечне.
Ингушетии, где живут тысячи беженцев из Чечни, в основном удается избегать худших проявлений конфликта. Но группы чеченских боевиков используют республику как базу для атак, а федеральные силы безопасности регулярно устраивают там облавы на тех, кто подозревается в связях с боевиками.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch во вторник выпустила заявление, в котором говорится, что ситуация в Ингушетии "ухудшается".
"В последние три месяца нарушения прав человека, характерные для чеченского конфликта, все чаще перехлестывают через границу, и жертвами этих нарушений становятся как перемещенные чеченцы, так и жители Ингушетии", - говорится в заявлении.
Зязиков, бывший офицер КГБ, а затем ФСБ, является политическим союзником президента Владимира Путина, который обещал подавить криминальную деятельность в регионе. При нем сотням беженцев пришлось покинуть лагеря, хотя Зязиков и другие официальные представители отрицаю, что оказывают на беженцев давление, заставляя их возвращаться.
"Это покушение устроили те, кого не устраивают позитивные изменения в Ингушетии", - заявил он "Интерфаксу".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях