Corriere della Sera | 7 апреля 2005 г.
"Ось зла" дала трещину из-за неназначенного штрафного
Паоло Салом
"Ось зла" вот-вот расколется. По причине политических разногласий по стратегии борьбы против ненавистных американских "империалистов"? Нет, ядерный альянс между Северной Кореей и Ираном может разрушиться из-за футбольного матча.
Встреча, проходившая в рамках отборочного тура перед мировым чемпионатом, завершилась поражением (0:2) северокорейских футболистов против их (бывших?) друзей из Тегерана. Матч, широко обсуждавшийся всю прошлую неделю в Пхеньяне, завершился невероятной дракой на поле и восстанием на трибунах "священного" стадиона имени "отца родины" коммуниста Ким Ир Сена. Поводом этих беспорядков стал штрафной удар, который сирийский арбитр не захотел представить хозяевам поля: судья матча - выходец из другой страны, внесенной в черный список Буша, названной "аванпостом тирании".
Северокорейские болельщики не захотели вникать в дипломатические сложности. Едва сдерживаемые солдатами и полицией режима, болельщики вырывали сиденья, что считается святотатством, и бросали их на поле вместе с бутылками и другими предметами: среди них не было монет (их слишком мало в Северной Корее), но было много бутылок и камней. Словно этого было недостаточно, иранские спортсмены были вынуждены два часа находиться в осаде в своей раздевалке до тех пор, пока не вмешались сотни агентов, приступивших к эвакуации несчастных со стадиона.
"Мои парни, - как потом рассказывал тренер иранской сборной, хорват Бранко Иванкович, - неоднократно пытались подойти к автобусу, чтобы покинуть стадион. Но это было невозможно. Мы здорово перепугались".
Северная Корея, как прекрасно помнят итальянцы, пережившие неудачный мировой чемпионат 1966 года, не простой соперник. В этот раз национальная сборная Пхеньяна играла ва-банк. После двух последовавших один за другим проигрышей в матчах с Японией и Бахрейном она должна была, во что бы то ни стало, одержать победу, чтобы получить шанс принять участие в финале мирового чемпионата, который пройдет в Германии в 2006 году.
Однако 70 тысяч болельщиков, пришедших на стадион, стали свидетелями очередного разгрома их любимцев. Это поражение, по словам Ри Хай-ион, генерального секретаря Федерации футбола Северной Кореи, является следствием "неправильного судейства главного арбитра и его несправедливых решений". Сириец Мохаммед Куза, согласно обвинениям северных корейцев, подыгрывал иранцам на протяжении всего матча. Но самым главным эпизодом, ставшим причиной проявления беспрецедентного гнева в Северной Корее, стало то, что судья не дал свисток после того, как за несколько секунд до 90-й минуты нападающий Нам Сонг Чол был сбит подножкой иранского защитника.
Нам понял, что арбитр предлагает ему продолжить игру, разозлился и начал нападать на главного судью, его поддержали игроки на поле и на скамейке запасных. Арбитр Куза показал красную карточку. Стадион взорвался, вызвав замешательство у властей и спровоцировав международный инцидент с геостратегическими последствиями, которые трудно предугадать. Северную Корею обвиняют в передаче ядерных технологий и ракет как Ирану, так и Сирии. Замешательство и холодность между столицами заняли место обычной "братской дружбы".
"Если бы я был Ким Чен Иром, - сказал Андрей Ланков, российский ученый из южнокорейского университета Kookmin, - я бы сильно обеспокоился. Если народ устраивает беспорядки из-за футбольного матча, то он способен на такое и из-за ареста или недостаточного количества распределяемой еды. Этот эпизод на стадионе был бы абсолютно невероятен еще 10 лет назад". Южнокрейский ученый Паик Хак Сун отмечает: "Вызывает удивление то, что мы вчера увидели. Это демонстрация того, что народ может взбунтоваться в условиях неудовлетворенности и отчаяния".
В истории имеется немало подобных примеров. Стадионы очень часто действуют как выхлопной клапан, через который сбрасывается напряженность, возникшая совсем по иной причине.
Так произошло в 1969 году в Центральной Америке: Гондурас и Сальвадор после серии сыгранных матчей, сопровождавшихся насильственными действиями болельщиков, сыграли матч, названный потом "Войной футбола".
В 1990 году началось падение сомалийского режима Сиада Барре, когда болельщики на стадионе в Могадишо начали оскорблять диктатора. Охранники начали стрельбу, погибли 60 человек, и были ранены сотни болельщиков.
Стоит вспомнить и юного Звонимира Бобана, капитана "Динамо", когда на стадионе в Загребе в 1990 году он начал избивать ногами полицейского, а хорватские болельщики на трибунах предвосхитили будущую войну в Югославии, напав с палками на "врагов" "Црвена Звезда" из Белграда.
Стадионы и политика, болельщики и история: эти дороги ведут к волнениям и революции необязательно происходят после грандиозных событий - таких, как взятие Зимнего дворца. Иногда бывает достаточно футбольного матча. Ким Чен Ир и иерархи Пхеньяна уже предупреждены.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях