Frankfurter Allgemeine | 7 апреля 2005 г.
Цветные революции
boom
Раньше цветом революции считался красный. Этот цвет символизирует агрессию и бунт, красный также - цвет действия и страсти. Но после семи десятков лет "красного социализма" в России ни у одной из бывших советских республик нет потребности в красных знаменах. Теперь все делается по-другому, и все начинается с цвета. Какая палитра подходит для демократии?
После того как в Грузии символом переворота стала роза, которая могла бы, конечно, быть красной, на Украине выбрали оранжевый. Киргизы быстро сошлись во мнении, что им тоже необходимы символ и цвет. У них был выбор между миндалем, лимоном и тюльпанами. А также между желтым, розовым или мусульманским зеленым. Победа осталась за тюльпанами, и розовый цвет наводнил пестрый город. Кто знает, чем бы закончилось восстание, если бы народ ворвался в Белый дом к Акаеву с геральдическим миндалем? Если бы народ выбрал зеленое знамя, то итог однозначно был бы другим.
Сейчас СНГ пестрит разными красками. Везде, где предстоят президентские выборы, оппозиция не дремлет и в случае чего готова взять власть в свои руки при помощи цветных воздушных шаров и шарфиков. В Грузии, на Украине и в Киргизии причиной цветного переворота послужила подтасовка голосов на выборах. В конце года должны пройти выборы в Казахстане, и, между прочим, еще остались такие цвета, как фиолетовый или, например, антрацитовый.
В столице Башкирии жители предусмотрительно начали совещаться по поводу цвета своего протеста, после того как власти отказались вести диалог о социальных реформах. Это ли не замаскированная угроза? Возможно, революция будет абрикосовой или кремовой. Во всяком случае, прежняя однотонная красная штукатурка отваливается повсеместно. Хотя в Ингушетии недавно танки заблокировали центр города, чтобы предотвратить антипрезидентские демонстрации, а танки, как правило, являются признаком кроваво-красных революций.
Против такого может устоять только сильный цвет. Деспотичный президент Белоруссии, размышляя о том, куда может прийтись следующий удар, предупредил, что он не позволит развязать в своей стране "банановую" революцию, и предусмотрительно взял под особое наблюдение оранжевый цвет. Так что, если кто-то вздумает украшать город оранжевыми знаменами, чтобы выразить свои симпатии правительству Ющенко, он без промедления угодит в тюрьму. Но запретные знамена в Белоруссии в лучшем случае бледно-оранжевые, так как оппозиция довольно слаба.
Московская "Независимая газета" уже провела опрос среди российских политиков по поводу цвета возможной революции в России. Все были единодушны в том, что здесь возможна, если вообще возможна, только новая кроваво-красная революция.
В Австрии влияние цвета тоже не осталось незамеченным. Йорг Хайдер решил использовать положительно зарекомендовавший себя оранжевый цвет как инструмент в своей новой политической борьбе. Правда, в сочетании с его персоной этот цвет воспринимается как разбавленный коричневый ржавого оттенка.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях