Статьи по дате

Los Angeles Times | 7 апреля 2006 г.

Главный архитектор 11 сентября критикует Усаму бен Ладена

Джон Мейер

Халид Шейх Мохаммед заявил американским следователям, что действия его босса чуть не сорвали террористическую миссию

Если послушать организатора терактов 11 сентября Халида Шейха Мохаммеда, получается, что Усама бен Ладен совался во все, а его неблагоразумие и ошибочность суждение грозили сорвать террористическую миссию.

Он также навязал Мохаммеду как минимум четырех будущих захватчиков самолетов, которые, по мнению организатора, не годились для этого. Он бросал неосторожные намеки на будущие теракты, нарушая категорический запрет Мохаммеда на обсуждение плана.

О неоднократных конфликтах между двумя лидерами "Аль-Каиды" стало известно на прошлой неделе во время определения меры наказания на суде над Закариасом Муссауи, единственным, кому в США были предъявлены обвинения в связи с терактами 11 сентября. Присяжные узнали о новых подробностях из отчетов следователей по делам схваченных руководителей "Аль-Каиды", среди которых был Мохаммед.

В письменном заявлении американским следователям Мохаммед описал "Аль-Каиду" как корпорацию, обладающую почти мистической эффективностью, принципов действия которой американцам не понять.

Дородный уроженец Кувейта, который учился на инженера в США и был схвачен в Пакистане в 2003 году, заявил следователям, что они могли бы многому научиться у "Аль-Каиды" с точки зрения организованности.

"Вы должны изучить эти вопросы, что понять огромную разницу между западным менталитетом в управлении и восточным менталитетом, особенно в "Аль-Каиде".

Отличительным признаком системы, заявил он, является непререкаемый контроль: вся цепочка командования выполняет то, что сказано, никто не задает вопросов и не спорит во имя общей задачи, в данном случае состоявшей в том, чтобы убить как можно больше американцев.

"Я знаю, что материалистический западный ум не в состоянии понять эту идею и ему трудно в нее поверить", - написал Мохаммед. "Но операция была успешной", - злорадствует он.

Однако, по описанию Мохаммеда, бичом террористической структуры являются конфликты и мелкие дрязги, подобные тем, в каких погрязли многие американские корпорации. Мохаммед пишет, что ему, например, приходилось отбиваться от президента, настаивающего на мелочном руководстве, но не понимающего в полной мере, что делает подчиненный.

"Мохаммед заявил, что обычно он был вынужден делать все, что хотел бен Ладен, в отношении участников операции 11 сентября, - говорится в рапорте следствия. - Мохаммед отметил, что несколько раз не подчинился бен Ладену, используя бойцов, назначенных к нему бен Ладеном так, как он считал нужным".

Впрочем, его независимость от бен Ладена имела границы, так как для осуществления замысла нужны были деньги и бойцы "Аль-Каиды".

Мохаммеду трижды удалось противостоять попыткам бен Ладена ускорить подготовку операции. Но, по его словам, начальник отменил всю зарубежную часть операции по захвату самолетов.

Бен Ладен, вероятно, имеет свою версию событий. Но бывший агент ФБР, следивший за деятельностью "Аль-Каиды", заявил, что описание Мохаммедом напряженных отношений совпадает с показаниями других схваченных террористов.

"Они терпеть не могли друг друга, - сказал бывший агент. - Оба отличались огромным самомнением".

Семена конфликта были посеяны с самого начала, когда Мохаммед в 1996 году впервые представил идею захватить американские самолеты и врезаться на них в здания. Он особо подчеркнул, "что моджахедов пошлют учиться в летные заведения, где их научат управлять большими самолетами", а не военными меньшего размера, на которых бойцы "Аль-Каиды" умели летать.

Идею отвергли, так как бен Ладен выразил мнение, что план не принесет результатов, сообщил Мохаммед. Однако спустя три года бен Ладен вызвал Мохаммеда в Афганистан и дал ему зеленый свет. Вскоре он перевез свою семью из Пакистана на базу "Аль-Каиды" в Кандагаре, чтобы готовить операцию.

В октябре 2000 года Мохаммеда повысили в чине, и он полностью контролировал подготовку к 11сентября, демонстрируя разносторонние качества в качестве менеджера.

Именно Мохаммед решил послать двух боевиков в Сан-Диего, после того как наткнулся на телефонный справочник Сан-Диего на рынке в Карачи и обнаружил, что там множество летных школ и других удобств.

Мохаммед велел посланцам посетить зоопарк и другие достопримечательности, чтобы они влились в жизнь города, пока будут посещать занятия и готовиться к захвату самолетов.

Он сообщил следователям, что осуществил "индивидуальную подготовку" 39 бойцов "Аль-Каиды" для выполнения миссий.

Мохаммед раскрыл следователям некоторые из своих управленческих стратегий. "Простота - залог успеха", - гласила одна из них.

Например, он не разрешал участникам операции пользоваться кодами, особенно в рядовых сообщениях и электронной почте.

"Он просил бущущих участников операции вести себя естественно, насколько это возможно в их делах, придерживаться в письмах образовательного, социального или коммерческого тона, говорить по телефону коротко.

Мохаммед также давал поручения. Он в основном доверил коммуникационные и финансовые детали двум своим подчиненным, чтобы самому не вступать в контакт с захватчиками, когда они находятся в Америке. Лидер группы, Мохаммед Атта получил полномочия, касающиеся многих деталей операции.

Мохаммед сказал, что был ярым сторонником безопасности. Он настаивал на дроблении информации о деталях операции до такой степени, что даже некоторые руководители "Аль-Каиды" их не знали.

"Когда детали операции знают четыре человека, это опасно; когда знают два, это хорошо; когда знает только один, еще лучше", - заявил Мохаммед.

Если бы Мохаммед не настоял на таких мерах безопасности, бен Ладен, считает он, поставил бы всю миссию под угрозу: так, он заставлял Мохаммеда брать бойцов, которые не умели выполнять указания или держать язык за зубами.

На ранних этапах подготовки операции бен Ладен велел Мохаммеду назначить двух молодых бойцов, которым он благоволил, лидерами группы захватчиков.

У Мохаммеда Наваф Альхазми и Халид Альмихдар с самого начала вызывали опасения, так как он считал, что эти люди будут видны за версту, живя в Америке. Хотя у них были американские визы, но один едва говорил по-английски, а второй не говорил вообще. В конце концов в группу попали другие люди - за их космополитизм, смекалку и другие полезные навыки.

"Они (Альхазми и Альмихдар) имели очень слабое представление о том, как устроено американское общество, - заявил Мохаммед следователям. - Единственное, почему их привлекли к операции, так это потому, что у них были американские визы и бен Ладен хотел, чтобы они участвовали".

К середине 2000 года Мохаммед выгнал Альмихдара из группы, так как тот нарушил приказ и уехал из США в Йемен, оставив Альхазми одного в Сан-Диего. Но бен Ладен вмешался, приказав Мохаммеду разрешить Альмихдару вернуться в США и в группу захватчиков.

Мохаммед возражал и против 20-го захватчика, Мохаммеда аль Кахтани, навязанного ему бен Ладеном, которого он назвал "нецивилизованным бедуином, не способным действовать в современном обществе". Аль Кахтани вызвал подозрения у таможенника во Флориде, и его не пустили в США.

У двух лидеров были постоянные разногласия по поводу Муссауи, чьи ссоры с представителями "Аль-Каиды" в Малайзии убедили Мохаммеда в том, что он "не подходит для операции", несмотря на наличие европейских документов, делавших его менее подозрительным для американских властей.

Мохаммед помнил Муссауи по Пакистану и просил у бен Ладена и его помощника, Мохаммеда Атефа, разрешения исключить его из организации. В то время, утверждает Мохаммед, Муссауи был участником второй волны терактов, запланированных на период после 11 сентября.

"Несмотря на предложение Мохаммеда, Атеф и бен Ладен настояли, чтобы Муссауи остался в программе, и приказали продолжать программу по плану", - говорится в отчете следователей.

Муссауи наказали, отправив его в школу в Кандагар, после чего лидеры "Аль-Каиды" объявили, что он "исправился", говорится в документе.

Мохаммед, однако, "не был в этом уверен". Поворчав, он отправил Муссауи в летную школу в США. Но он умышленно не посвящал Муссауи в детали плана и приказал ему никогда не упоминать самолеты в каких-либо сообщениях.

Вскоре после того как Муссауи попал в США, он нарушил приказ, оправив Мохаммеду электронное сообщение о своих попытках устроиться на курсы обучения пилотов для разных самолетов.

"Рассерженный" Мохаммед приказал помощникам прервать контакты с Муссауи из страха, что его болтливость выдаст американским властям присутствие "Аль-Каиды" в США.

Но было уже поздно. Когда Муссауи арестовали в середине августа в Миннесоте, он обладал достаточной информацией, чтобы предупредить власти о готовящейся операции, как поняли потом правоохранительные органы.

У него нашли домашний адрес эксперта "Аль-Каиды" по химическому и биологическому оружию из Южной Азии, и это стало началом охоты на него.

Тем временем, к досаде Мохаммеда, бен Ладен то и дело намекал на то, что скоро произойдет.

Один раз, сказал Мохаммед, бен Ладен заявил посетителям в своей штаб-квартире в Афганистане, что в ближайшее время надо ожидать крупной операции против интересов США. В другой раз он попросил боевиков, проходивших подготовку в лагере "Аль Факуд" вблизи Кандагара, "молиться об успехе крупной операции с участием 20 мучеников".

Мохаммеда и Атефа "беспокоило такое отсутствие скрытности", и они "просили бен Ладена не делать намеков по поводу операции", сказал Мохаммед следователям.

В следственных документах говорится также, что он долго отказывался принести присягу - "байят" - на верность бен Ладену, "чтобы обеспечить себе свободу в планировании операций".

После 11 сентября Мохаммед, по его словам, уступил. Но и тогда он сделал это неохотно, лишь после того, как ему сказали, "что отказ такого крупного лидера "Аль-Каиды" принести байят - это плохой пример для рядовых".

Источник: Los Angeles Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru