The Guardian | 7 апреля 2008 г.
На свой страх и риск мы провоцируем у России паранойю
Роберт Сервис
Дав согласие на размещение американской системы ПРО в Восточной Европе, НАТО подарило Кремлю отличное оправдание дальнейшего укрепления его авторитарной власти
На прошлой неделе НАТО создало очередное препятствие на пути к реализации надежд, что Россия пойдет по пути демократии, законности и международного сотрудничества. Об этой геополитической ошибке, безусловно, пожалеет западная общественность, но главные проигравшие в этой ситуации - простые россияне. Уступив большинству требований президента Буша, союзники США в Европе дали Кремлю отличный повод и в дальнейшем придерживаться авторитарного стиля в управлении Россией, который прочно обосновался здесь в конце 1990-х, после короткого романа с либеральной демократией.
Владимир Путин покидает президентский пост в мае и уже практически не пытается строить из себя демократа. Во время предвыборных кампаний 2000 и 2004 годов он позаботился о том, чтобы каждый его серьезный соперник был облит грязью. В этом году он делал то же самое ради Дмитрия Медведева. Чтобы обеспечить себе победу, эти двое проявили почти анекдотическое рвение. Россия - не Зимбабве, Медведев - не Мугабе. Россияне в массе своей предпочитают стиль Путина и Медведева тому, как ими правили Михаил Горбачев и Борис Ельцин, эти воспоминания живы в памяти. Из всех опросов общественного мнения следует, что нынешней паре была бы обеспечена безоговорочная победа и без всех ухищрений их сторонников: без черной разновидности так называемых "политтехнологий", без монополизации телеэфира, без убийств неудобных журналистов и запугивания медиамагнатов.
За счет денежного гейзера от экспорта российских энергоносителей Путин выполнил программу-минимум по повышению уровня жизни. Пенсии выплачивались стабильно. Госслужащие - учителя и врачи - вовремя получали зарплату. Предприятия мелкой торговли и бизнеса преуспели, обслуживая потребности капиталистической элиты.
Несмотря на все это, россияне совсем не удовлетворены условиями жизни в своей стране. Единственный способ проверить общественное мнение - выборы. Судя по опросам общественного мнения, проводившимся в течение восьми лет правления Путина, он не оправдал надежд большей части населения, поскольку проблемы этих людей остались нерешенными. Были заброшены целые регионы - в то время как Москва и родной Путину Петербург процветали. Обрабатывающая промышленность идет к краху, сельское хозяйство чахнет, а суды благоволят богачам и коррумпированным элементам. Выросло количество уличных ограблений. Если преступники хотят завладеть жилым домом в центре города, отказываться от сделки на условиях, предложенных ими, опасно. Строптивые время от времени гибнут, например, упав при загадочных обстоятельствах в лестничный пролет собственного дома.
Где Путин выступил мощно, так это в сфере международных отношений. В глазах россиян он восстановил могущество и гордость страны. Когда в 1960 году Никита Хрущев стучал ботинком по столу на заседании Генассамблеи ООН, он сделал из СССР посмешище. Русским нравится, чтобы их лидер был "культурным". Но, когда в 1991 году Михаил Горбачев смиренно просил за рубежом материальной помощи, чтобы вытащить из пропасти советскую экономику, русские почувствовали себя униженными, потому что их лидер выглядел как попрошайка на банкете. Когда в 1994 году Борис Ельцин подшофе выкидывал коленца на концерте в Берлине, гражданам его страны оставалось только закрывать лицо руками, сгорая со стыда. Даже у Путина бывают промахи - он время от времени изъясняется уличным языком. Однажды он пообещал мочить террористов в сортире. А вот Медведев с его изысканными манерами вряд ли будет шокировать электорат.
Но, как бы то ни было, Путин никогда не позорил страну за рубежом. Он развлекал россиян, читая Джорджу Бушу и Тони Блэру лекции про Чечню, демократию и международную политику. Стоило ему сказать, что Россия сыта унижениями, как вся страна разражалась овациями. Он играл на коллективной памяти о страшных угрозах, которые выпали на долю страны в XX веке. Россия проиграла войну с Японией в 1904-1905 годах и с Германией в 1914-1918 годах. Государство было на грани уничтожения немцами в 1941 году. Вплоть до конца 1980-х русские постоянно подвергались угрозам, связанным с холодной войной. Для них история последних ста лет выглядит как настоящая борьба за существование, мир и независимость. Люди с готовностью принимают на веру конспирологические теории.
Саммит НАТО, прошедший на прошлой неделе в Бухаресте, следует оценивать именно в таком контексте. Вашингтон предлагает противопоставить натовский "щит" в Польше и Чехии сомнительной угрозе ядерного удара со стороны Ирана. Значительное большинство населения обеих стран не уверено, так ли уж неподдельна и неотложна эта геостратегическая необходимость. Кроме того, Вашингтон хочет ввести Украину и Грузию в НАТО. Многие украинцы, особенно в восточных районах страны, не поддерживают эту инициативу. И едва ли сладкие речи любимчика американских СМИ Михаила Саакашвили сделают Грузию менее коррумпированной.
Кроме того, русские, вслед за своим нынешним и будущим президентами, не могут взять в толк, на каком основании США превращают соседние страны в агенты американского влияния в регионе. В последний раз неприятности России начались с Польши - когда немцы оккупировали Варшаву. А теперь Джордж Буш хочет разместить на польской земле современное военное оборудование и ждет от русских, что те поверят ему на слово про защиту от Ирана. При известной восприимчивости русских к теориям заговора у них в сознании возникают картины последних предвоенных лет: Гитлер убеждает Сталина, что самолеты-разведчики люфтваффе вторгаются в советское воздушное пространство по чистой случайности. Союзники США по НАТО в общем и целом верят Бушу и поддерживают его. Единственное возражение поступило от бундесканцлера Ангелы Меркель. Ей удалось добиться того, что принятие в альянс Украины и Грузии было отложено.
Бывший чемпион по дзюдо Путин - мастер ложных выпадов и удушающих приемов. Он умело боролся с Бушем на саммите НАТО и может себя похвалить за многие достижения. Буш создает вокруг Кремля международную атмосферу, идеальную для того, чтобы Путин мог сказать россиянам: существующую силовую модель государства необходимо сохранить. Теперь ему легче обосновать концепцию "Россия в кольце врагов". Бывшие сотрудники органов, такие как Путин, теперь могут выставлять себя главными патриотами. Финансируемая Кремлем шовинистическая молодежная организация "Наши" будет пользоваться общественной поддержкой. Россияне еще охотнее поверят министрам, по словам которых Британский совет является рассадником подрывной деятельности. С еще большей степенью вероятности россияне встанут на сторону своего правительства в случае конфискации имущества работающих в России зарубежных компаний.
Без подготовительного обсуждения в парламентах или СМИ европейская политика получила серьезный импульс. Западные лидеры, СМИ и общество по-прежнему поглощены мыслями об Ираке (по понятным причинам). Но в случае с той же иракской войной ей предшествовали длительные дебаты по поводу международного законодательства и оружия массового поражения. Это не предотвратило войну, но в результате было дискредитировано и в конечном итоге закончилось премьерство Тони Блэра.
Теперь, выбирая неправильный подход к борьбе с антидемократической российской властью, мы делаем серьезную ошибку. Участники саммита НАТО почти не обратили внимания на опасения России. Необходимо (и возможно!) избрать в отношении этой страны другую стратегию. Российское руководство следует принуждать выполнять взятые им на себя международные обязательства. От рассуждений о начале новой холодной войны никому легче не станет, а рядовым россиянам от разрыва с Западом станет только хуже.
Я не сторонник мягкой дипломатии. Россия очень хочет расширить сферу своей деятельности в Европе и весьма нуждается в европейском капитале. Взамен эта страна торжественно признала европейские стандарты законности и обеспечения прав человека. Российская оппозиция этим пользуется: жалобы ее представителей в Европейском суде рассматриваются и удовлетворяются. В поддержании этого процесса заинтересованы все. Притоптанные ростки демократии, законности и международного партнерства в России необходимо лелеять.
Роберт Сервис - профессор истории России в Оксфордском Университете. Скоро в мягкой обложке выходит его недавняя книга "Товарищи: Мировая история коммунизма" ("Comrades: A World History of Communism")
Также по теме:
Прощальный танец "хромых уток" (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях