The Guardian | 7 апреля 2008 г.
Солженицын борется с болезнью, стремясь закончить последние тома
Люк Гардинг
Российскому писателю и лауреату Нобелевской премии уже под 90, и он по-прежнему много работает - и по-прежнему говорит то, что думает. Редкое интервью взял у его жены Люк Гардинг
Как в субботу рассказала жена Александра Солженицына Наталья, величайший из ныне живущих российских писателей лихорадочно трудится над завершением собрания своих сочинений. У него проблемы со здоровьем и не хватает одного позвонка, он не может ходить, но пишет каждый день.
Наталья Солженицына нечасто дает интервью. Она рассказала The Observer, что ее муж, нобелевский лауреат, которому в декабре исполнится 90 лет, до сих пор работает на своей даче на западе Подмосковья над несколькими крупными литературными проектами и твердо намерен курировать издание 30-томного собрания своего "Избранного".
"Он пять лет не выходит из дома. У него несколько серьезных проблем со здоровьем, в частности с позвоночником - не хватает одного позвонка - и он почти не ходит. Ему очень трудно физически. У него слабое здоровье. Но он каждый день сидит и работает, - рассказала Наталья. - Он пишет самостоятельно. Сейчас выходит 30-томник его избранных сочинений. Семь томов уже напечатаны, и еще пять увидят свет в этом году. Туда не вошли его письма и записки, только законченные книги".
На вопрос, чем сейчас интересуется ее муж, Наталья ответила: "Всем, что связано с репрессиями в Советском Союзе, с "архипелагом ГУЛАГ" и судьбами крестьянства. Мы работаем над двумя историческими сериалами - я редактирую один, он другой. (После войны) законодательство превратило крестьян в рабов".
Интервью состоялось после того, как на прошлой неделе Солженицын выступил с памятной инвективой в адрес президента США Джорджа Буша, который во время двухдневного визита на Украину возложил венок к памятнику жертвам чудовищного голода 1930-х годов, унесшего жизни миллиона украинцев. Украинское прозападное правительство называет катастрофический голод 1932-1933 годов "голодомором" (дословно "смерть от голода") и утверждает, что это был акт геноцида.
Солженицын же в ругательной статье опроверг это утверждение, назвав его "лихим завертом", и заявил, что жертвами голода, спровоцированного советским руководством, стали также миллионы неукраинцев. "Такой провокаторский вскрик о "геноциде"... теперь взнесся и в государственные круги нынешней Украины, стало быть, перехлестнувшие и лихие заверты большевицкого Агитпропа?" - пишет возмущенный Солженицын. Буша одурачили "обезумелой басней", добавил он.
В субботу Наталья Солженицына рассказала, что ее мужу так небезразличен "украинский народ" потому, что с Украины родом семья его матери.
О взглядах Солженицына на Буша она сказала следующее: "Буш был в Киеве всего несколько часов. Он не посетил памятник жертвам фашизма, а к памятнику жертвам голодомора пошел. Мы не знаем, сделал ли это Буш из циничных соображений или из-за (низкого) уровня своего исторического образования".
В 1970 году Солженицыну, который в изумительном рассказе "Один день Ивана Денисовича" показал ужасы советского ГУЛАГа, вручили Нобелевскую премию по литературе. В 1974 году его выслали из Советского Союза. В 1994 он вернулся из США на родину. С тех пор национализм и антизападные настроения занимают все больше места в его заявлениях. С радикалом Владимиром Путиным у него сложились более хорошие отношения, чем с Борисом Ельциным.
Некоторые акцентируют внимание на том, что взгляды Солженицына изменились не сильно, а в центре его произведений, которые сами по себе являются доказательством его гениальности и дают ему право называться одним из нравственных гигантов XX века, стоит забота о русской культуре, истории и языке. Наталья Солженицына сказала, что ее муж, который передвигается в инвалидном кресле, последовательно сохраняет политическую независимость. Ни он, ни она, по ее словам, не голосовали на связанных с грубыми подтасовками президентских выборах, которые прошли в марте и принесли безоговорочную победу избранному Путиным наследнику - Дмитрию Медведеву. "Мы живем за городом", - пояснила она.
В субботу один из биографов Солженицына - Д.М. Томас - заявил, что называть этого писателя националистом или реакционером было бы упрощением. "Больше подойдут такие эпитеты, как патриот и религиозный консерватор, - сказал он The Observer. - Западная секулярность ему не нравилась почти так же сильно, как коммунизм. Он ни в коем случае не приверженец национализма, если понимать под этим словом превознесение России над всеми или стремление к расширению территории... Но самое главное, мне кажется, в том, что он является (или был) глубоко верующим православным. Он ненавидел Октябрьскую революцию, а поскольку в ней важная роль выпала евреям, он сделал ряд заявлений, которые позволяют обвинить его в антисемитизме. В написанной мной биографии Солженицына я утверждаю, что такие обвинения основаны на непонимании его взглядов".
В ответ на вопрос об отношении Солженицына к Путину и нынешним обитателям Кремля Томас сказал: "Рискну предположить, что он не испытывает однозначной антипатии к Путину, поскольку тот защищает интересы России перед лицом НАТО и Евросоюза, которые помешались на расширении империи Запада".
Наталья Солженицына рассказала, что ее муж доволен признанием со стороны Кремля, но ни от чьей поддержки не зависит. "Когда мы вернулись в Россию, его не очень много публиковали, поскольку всем казалось, что они его и так уже знают. Теперь его стали публиковать значительно больше. Россия снова его читает, и это хорошо", - сказала она.
В последнее время Солженицын очень активно работает, и его занимают исключительно исторические обобщения, а не сиюминутные события, добавила Наталья Солженицына.
"Интернетом мы не пользуемся. Только по вечерам смотрим новости. Но не раньше - мы работаем. Вот так", - сказала она.
Также по теме:
Солженицын против Киева: "Они фальсифицируют историю" (La Stampa)
Нобелевский лауреат Солженицын сербам: "Не оставляйте своих земель" (La Repubblica)
Солженицын: "Московские богачи морят голодом Россию" (La Stampa)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях