The New York Times | 7 апреля 2008 г.
"Боевые кони" мыслят по-разному, но видят перспективы для достижения согласия
Стивен Ли Майерс
Президент Буш встречался с российским президентом Владимиром Путиным чаще, чем с любым другим зарубежным лидером, кроме Тони Блэра, - в общей сложности они виделись 28 раз. Но мало с кем из лидеров у Буша существуют такие крупные разногласия, как с Путиным.
В воскресенье, на своей последней встрече в качестве президентов, они вновь не смогли договориться по вопросу, который, наверно, является самым спорным в их отношениях - американской системе противоракетной обороны в Европе.
Однако они заявили, что их дружба, для которой характерна открытость и периодические вспышки раздражительности, создала прочный фундамент для сотрудничества между их странами в вышеупомянутой области, а также в сфере других проблем экономики и международной безопасности.
Буш и Путин - "два старых боевых коня", как выразился американский президент в пятницу на саммите НАТО в Румынии, - утром в воскресенье составили совместную декларацию, в которой описывается, как они в будущем станут заниматься вопросом ПРО; кстати, днем раньше представители администрации США утверждали, что подобное высказывание маловероятно.
Это краткое высказывание - элемент "декларации о стратегических рамках" (российско-американских отношений) на 11 страницах. В документе по большей части вновь повторяются давно сложившиеся тезисы по вопросам безопасности и экономики. Правда, Буш и его помощники расценили параграфы, касающиеся ПРО, как важные подвижки.
Буш сказал, что склонен считать это крупным прорывом уже потому, что "я действительно очень много занимался этим вопросом, знаю, как далеко мы продвинулись в этой области". Так он заявил, в последний раз появившись на публике вместе с Путиным в президентской резиденции в Сочи на берегу Черного моря.
До самого вечера субботы, когда Буш прибыл в резиденцию и отправился ужинать с Путиным, оставалось неясно, удастся ли вообще договориться об этих трех параграфах по ПРО. Это обстоятельство подчеркивает, насколько щекотливым является данный вопрос в дипломатическом плане.
За ужином госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел России Сергей Лавров препирались о том, какое слово лучше употребить в декларации - "смягчение" ("российских озабоченностей") либо просто "уменьшение"; черновые варианты они записывали на листках бумаги, пока наконец не остановились на первом из них. Об этом рассказал высокопоставленный источник в администрации США в самолете по пути на родину; он пожелал остаться анонимным, так как речь идет о дипломатических переговорах.
Покуда Райс и Лавров беседовали, оба президента танцевали вместе с российским танцевальным ансамблем, после чего Путин заявил, что Буш "замечательно танцует".
Путин, со своей стороны, заявил, что приветствует договоренность о проведении дополнительных переговоров относительно американских планов по размещению элементов ПРО - радара и ракет - в Польше и Чехии. Однако он добавил, что "дьявол обычно в деталях кроется" и без обиняков вновь выразил свое несогласие с планами США, которые американская администрация рассматривает как часть глобального наследия Буша.
'Дело, конечно, не в формулировках, не в дипломатическом построении фраз, а в существе проблемы, - сказал Путин. - И хочу быть правильно понятым - в нашем принципиальном отношении к американским планам изменений не произошло".
Поскольку 7 мая Путин слагает с себя полномочия и передает пост - если и не бразды правления - своему протеже Дмитрию Медведеву, на воскресной встрече царила созерцательная, чтобы не сказать элегическая атмосфера.
Без малого год тому назад российский лидер провел параллель между внешней политикой администрации Буша и курсом "третьего рейха", и теперь оба лидера явно стремились избежать каких-либо некрасивых публичных стычек на этой встрече. В основном это удалось.
Оба похвалили друг друга за поддержание личных отношений в уважительном духе; эти личные отношения часто, казалось, диссонировали с неуклонным ухудшением отношений между странами с 2001 года, когда Путин после терактов 11 сентября предложил Америке помощь со стороны России.
"Очень часто в политике бывает, что вы смотрите человеку в глаза, а он говорит не то, что думает, - заявил Буш в Сочи в воскресенье. - А он (Путин) как раз всегда говорил мне то, что думал, он всегда был правдив. И для меня это единственный метод нахождения согласия".
Путин создал такой образ американского президента, который очень редко можно увидеть в российских государственных СМИ. "Я неизменно всегда ценил в нем высокие человеческие качества, честность и открытость, умение слушать собеседника, - сказал Путин. - И это дорого стоит".
И все же Путин выделил вопросы, по которым у сторон остаются разногласия. Помимо ПРО, он упомянул о переговорах по вопросу о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов, застопорившийся договор об обычных вооруженных силах в Европе и продолжающемся расширении НАТО. На саммите на прошлой неделе НАТО пригласило Хорватию и Албанию присоединиться к альянсу, а также оставило двери открытыми перед новыми потенциальными членами, в том числе бывшими республиками СССР Украиной и Грузией.
Большую часть прошлой недели Буш провел на Украине, в Румынии и Хорватии, превознося положительные стороны расширения альянса с целью включения в него всех демократических государств Европы, но Путин осудил расширение, назвав его проявлением "старой логики", предполагающей, что Россия является противником НАТО.
"Неспособность сменить тему, как говорил Черчилль, это признак радикализма", - сказал он.
Правда, в декларации Россия дала понять, что охотно рассмотрит перспективы сотрудничества с США и НАТО в области региональной противоракетной обороны и даже некой глобальной системы ПРО, которую российский лидер назвал "самой лучшей гарантией безопасности для всех".
Буш отмахнулся от вопроса, не означает ли воскресная декларация, что этот спор просто передается по наследству его преемнику, который или которая, возможно, не будет столь активно стремиться к осуществлению программы ПРО. По его словам, эту идею можно цинично выразить примерно как "отфутболивать банку дальше", а он этого подхода не одобряет.
Однако на встрече было ощущение, что время бежит. Даже Буш это отметил. "Это как раз такой момент, который ясно демонстрирует, что жизнь продолжается", - сказал он.
Буш также отдельно встретился с Медведевым, который намного его моложе. Медведев в марте был избран на пост президента России (третьего по счету) на выборах, которые за пределами России мало кто счел справедливыми, хотя американская администрация критиковала их в сдержанном тоне.
Как общеизвестно, после своей первой встречи с Путиным в 2001 году Буш поведал, что заглянул в глаза российскому президенту и составил представление о его душе. Свои впечатления от нового российского лидера Буш описал в менее мистических выражениях - а именно, назвал Медведева "умным человеком".
Путин не исчезнет с арены публичной деятельности. Медведев объявил, что Путин станет следующим премьер-министром, а внешнюю политику, в соответствии с Конституцией России, препоручит президенту в соответствии с его полномочиями, - Путин особо это подчеркнул.
Буш сказал, что, вероятно, они с новым президентом вновь встретятся в июле в Японии, на следующем саммите "большой восьмерки".
Отвечая на вопрос, ухудшились или улучшились отношения после их примерно совпавших во времени президентских сроков, Путин отметил, что по крайней мере повторение карибского ракетного кризиса ныне невозможно. "Вообще всегда хочется большего и лучшего, - сказал он, как гласит официальная стенограмма его выступления. - Не будем при этом забывать, что лучшее - враг хорошего".
Также по теме:
Прощальный танец "хромых уток" (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях