Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 7 апреля 2008 г.

84 дня в темноте

Биргит Луц-Темш

Как два российских искателя приключений отправились к Северному полюсу

Этот человек похож на лесного разбойника. У него толстые красные щеки, из-под его большого мехового капюшона выбиваются черные кудри, а половина его лица скрыта густой черной бородой. В таком виде Матвей Шпаро сидит на географическом Северном полюсе перед небольшой палаткой в ледяном домике. Рядом с ним сидит его спутник Борис Смолин, светловолосый, но выглядящий примерно так же. Оба они преодолели сложный путь, на который лишь немногие способны как в психологическом, так и физическом плане.

В декабре они стартовали с мыса Арктический на лыжах в направлении Северного полюса. Посреди полярной ночи, то есть в тот период, когда надо льдами Арктики никогда не всходит солнце. Они шли 84 дня при температуре минус 45, в темноте. Каждый из путешественников отправился в путь, таща за собой двое саней, в общей сложности каждый из них тянул по 160 кг. По пути они пополняли свои запасы только один раз. Российские военно-воздушные силы, которые поддерживали экспедицию во время пути, сбросили еду и бензин.

14 марта путешественники достигли Северного полюса и с того момента ждут, когда их оттуда заберут. Картина бескрайнего Полярного моря не может выглядеть более нелепо: одинокую палатку двух путешественников окружила небольшая группа военных летчиков и несколько журналистов, которые прибыли на Северный полюс, чтобы чествовать мужчин за их достижение. Военные устанавливают флагшток - и вот уже российский флаг развевается в арктическом небе. И это еще не все - из ноутбука доносятся звуки государственного гимна.

Оба искателя приключений, военный и журналисты приосанились. При 29 мороза полярник Виктор Боярский и член Ассоциации российских полярников Ирина Орлова после закончившихся громкими "ура" обращений вручили путешественникам свежие цветы, русский шоколад и шампанское. Затем немного поиграли в футбол, военные и путешественники против журналистов, причем военные выиграли. Пока не привыкшие к морозам гости окончательно не замерзли, на вертолетах все были доставлены на расположенную в дрейфующих льдах полярную базу Барнео, которая ежегодно строится к началу полярных дней примерно на 89 с. ш. Отсюда лыжники отправляются к полюсу, ученые собирают информацию о состоянии льдов. И здесь проходит самый северный марафон мира.

Скрежет ледяной глыбы

На базе есть и взлетно-посадочная полоса. Благодаря ей возможен полет к полюсу, поскольку только здесь могут приземляться пассажирские самолеты. А поскольку в этом году возникли проблемы со строительством полосы во льдах, открытие базы было отложено. И это означало для обоих путешественников - Матвея Шпаро и Бориса Смолина, что они должны будут задержаться во льдах. В теплом вертолете Шпаро рассказал, что несмотря на 45 мороза труднее всего было справляться не с холодом, а с психологическим давлением.

И здесь мнение Шпаро совпадает с мнением старых опытных полярников. Раскалывающиеся льды, скрежет ледяных глыб, которые наталкиваются друг на друга, шум смертоносной ледяной воды становятся самым серьезным вызовом. "У нас были только наши налобные лампы, в их свете зачастую нельзя было увидеть, пошла ли по льду трещина и не раскалывается ли он под нашими ногами. Это были ужасные моменты", - рассказывает Шпаро.

Путешественники ориентировались по звездам и контролировали свой курс при помощи системы GPS. Теперь у России на два героя больше. Шпаро и Смолин, с российской точки зрения, обошли достижения норвежца Борге Оусланда и южноафриканца Майка Хорна. В отличие от Хорна и Оусланда, которые стартовали к Северному полюсу в январе, то есть ближе к окончанию полярной ночи, российские путешественники не являются профессиональными полярниками. В конце путешествия у норвежца и африканца было больше света - а при свете все гораздо проще.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru