The Daily Beast | 7 апреля 2015 г.
"Возвращайся в Москву, иначе умрешь"
Анна Немцова
5 апреля в Дербенте был избит создатель общественного проекта "Мой Дербент" Вячеслав Стародубец. Корреспондент The Daily Beast Анна Немцова выяснила подробности случившегося, поговорив и с самим активистом, и с мэром города, который незадолго до инцидента публично назвал Стародубца "врагом".
"Год назад московский блогер Вячеслав (в оригинале "Станислав". - Прим. ред.) Стародубец стал регулярно ездить в древнейший город России - Дербент в Республике Дагестан на Северном Кавказе, где он когда-то проходил срочную службу и где у него осталось много друзей. Стародубец запустил сайт "Мой Дербент", чтобы разоблачать коррупцию и выявлять нарушения со стороны местных властей. Особенное внимание в материалах сайта уделялось мэру города, Имаму Яралиеву. Блог набирал популярность, и люди стали называть автора просто "москвичом". Стародубец, по-хипстерски одетый блондин, в Дербенте выделялся на общем фоне. По утрам он колесил по городу на велосипеде, работал на полную ставку в местном историческом музее. А в прошлую субботу около полудня трое мужчин в масках скрутили его перед гостевым домом "Грант" в центре Дербента, где он остановился, и попытались затолкать в машину (разумеется, это была "Лада")", - пишет Немцова.
"Стародубец стал отбиваться, чтобы убежать от похитителей, и они ударили его по голове. "На помощь! Пожалуйста, помогите! Меня похищают!" - кричал он. Но все произошло слишком быстро: мужчины натянули на голову блогеру пакет, да так грубо, что это привело к серьезному сотрясению [мозга]. Голову и запястья ему обмотали скотчем".
Стародубца повезли в горы. Спустя полчаса его пересадили в другой автомобиль, где его стали допрашивать двое: "один шепотом диктовал вопросы, а другой задавал их вслух. Хотя Стуродубец не видел сидевших в машине мужчин, он понял, что все сказанное им, скорее всего, записывается аудио- или видеоаппаратурой".
О случившемся The Daily Beast рассказал сам Стародубец, который в момент разговора находился в дербентской больнице: "Они сказали, что у меня есть максимум три дня, чтобы уехать из Дербента. "Езжай назад в свою Москву", - сказали они, иначе, мол, мне конец... Важнее всего для них, кажется, был вопрос, не работаю ли я на депутата Госдумы Мурада Гаджиева, главного политического соперника мэра. Я с этим депутатом не знаком... Я подал жалобу в местную прокуратуру и из Дагестана уеду не раньше, чем расследование принесет какие-то результаты".
Мэр Дербента Имам Яралиев в интервью The Daily Beast заявил, что юридические претензии в его адрес "не имеют под собой оснований". Начальник охраны Яралиева Селим Селимов прокомментировал нападение на Стародубца так: "Нас достал этот пустозвон, так что мы и внимания на него не обращаем".
Почему идеология "русского мира" плохо приживается на Северном Кавказе, а попытки бороться с клановой системой наталкиваются на препятствия? Как объяснил The Daily Beast "один из идеологов "русского мира" Сергей Марков, "проблема в том, что у Кремля в борьбе с коррупцией на Северном Кавказе связаны руки, потому что там мы ощущаем значительно более масштабную угрозу, связанную с исламским экстремизмом и стремлением Америки организовать в России "цветную революцию".
Тем не менее, "жертвы похищений и избиений в Дагестане возлагают вину не на Соединенные Штаты и не на какое бы то ни было вмешательство извне. Они винят местные власти", - отмечает журналистка.
Далее она рассказывает историю бывшего подполковника полиции из Махачкалы Сергея Кислицкого, которого в августе прошлого года остановили люди в форме ГИБДД и силой заставили выпить спиртное. "Я делал для своей страны и для ее экономики все, что мог, но моя должность была воспринята как прибыльный бизнес, поэтому кто-то организовал кампанию, чтобы меня дискредитировать и избавиться от меня", - объяснил Кислицкий.
Еще один собеседник Немцовой, репортер дагестанской газеты "Черновик" Магомед Ханмагомедов, сказал ей, что "в Дагестане люди в униформе подвергаются опасности. Российские солдаты и офицеры не показываются в наших кафе и магазинах. Что касается журналистов, то нас бьют, в нас стреляют, охотятся на нас, как на птиц, особенно на тех, кто пытается писать правду о правонарушениях местных чиновников".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях