The Washington Post | 7 апреля 2016 г.
5 вещей, которые вам нужно знать о кровавых боях в Нагорном Карабахе
Джерард Тоул и Джон О'Лаклин
В ночь на 2 апреля в непризнанном государстве Нагорно-Карабахская республика (НКР) разгорелись боевые действия, напоминают в блоге The Washington Post Джерард Тоул (Вирджинский технологический университет) и Джон О'Лаклин (Университет Колорадо). Авторы перечисляют моменты, которые, по их мнению, читателям нужно знать о конфликте в Нагорном Карабахе.
1. "После Первой мировой войны Нагорный Карабах оказался между двумя молодыми государствами - Арменией и Азербайджаном, которые на него претендовали", - говорится в статье.
СССР учредил Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе советского Азербайджана.
В период распада СССР судьба Карабаха стала главным вопросом в Армении и Азербайджане.
"В сентябре 1991 года местные армяне провозгласили Нагорно-Карабахскую республику, очертив ее территорию так, чтобы она включила в себя НКАО и другие части Азербайджана (в том числе Шаумяновский район на севере и территории к востоку от Мартакерта и Мартуни); предполагалось, что республикой будут управлять местные армяне независимо от Азербайджана", - говорится в статье. Разразилась война.
2. Конфликт в Нагорном Карабахе - не "замороженный", а "тлеющий", пишут авторы, полемизируя с традиционными утверждениями наблюдателей.
Во-первых, война закончилась в 1994 году путем прекращения огня, но мирное соглашение так и не было подписано.
Во-вторых, всегда случались перестрелки, а в последние годы - стрельба из снайперских винтовок и вылазки небольших групп солдат.
"В-третьих, в Нагорном Карабахе, в отличие от мест других постсоветских конфликтов, не размещены российские войска", - говорится в статье.
3. "Большинство карабахцев выступает против компромисса", - пишут авторы, сообщая о результатах своих опросов в 2010-2012 годах.
Жители НКР "почти единодушно возражали против возвращения азербайджанцев-беженцев или каких-либо территориальных изменений, а также выражали неприязнь и недоверие к своим бывшим врагам", - передают авторы.
"Карабахцы также отличались самым высоким уровнем этнической гордости среди десятков этносов, опрошенных нами в постсоветских государствах и на Балканах", - пишут авторы. 73% сказали, что "очень гордятся" своей этнической идентичностью, а 21% - что просто "гордятся".
Если говорить о возможности переговоров по принципу "земля в обмен на умиротворение", важно учесть нижеследующее. В ходе опроса 85% карабахцев высказались категорически против возвращения к границам НКАО советского периода. Чуть больше 60% одобрило нынешние границы территории. "Но почти 70% предпочло концепцию своей родины, которая включила бы в себя районы, все еще подконтрольные Азербайджану, а также неопределенную обширную "историческую" область на Южном Кавказе", - пишут Тоул и О'Лаклин (см. карту на сайте издания).
4. "Карабахцы не уверены в успехе мирных переговоров и полагают, что должны быть готовы постоять за себя на войне", - продолжают авторы.
Лишь половина участников опроса в Карабахе сочла, что мирные переговоры увенчаются успехом, и только 26% были готовы хотя бы задуматься об уступке земель взамен на умиротворение.
5. "Карабахский конфликт кажется локальным, но в него могут быть втянуты крупные мировые державы", - считают авторы.
Во-первых, режим Алиева в Азербайджане испытывает трудности из-за падения нефтяных доходов и рецессии в России. Он может счесть, что война в Карабахе отвлечет граждан от проблем. "Правящая в Армении клика, у которой не все хорошо с демократией, тоже может счесть, что конфликт поспособствует "сплочению граждан вокруг флага", - говорится в статье.
Во-вторых, охлаждение российско-турецких отношений обострило разногласия между пророссийскими и протурецкими фракциями в Азербайджане. "Возможно, Россия захочет разместить в этом районе миротворцев и акцентировать свою роль как незаменимой державы в данном регионе и вообще в "ближнем зарубежье", - полагают авторы.
В-третьих, визит Алиева в Вашингтон стал для него победой после упреков в том, что он притесняет прессу и нарушает права человека. "Может быть, личное общение с Керри, Байденом и Обамой "дало свободу" Алиеву для стремления к войне? Это мы узнаем еще нескоро", - контатируют Тоул и О'Лаклин.
Авторы предостерегают: нагорно-карабахский конфликт может быстро перерасти в более широкий, который повлечет за собой вовлечение России и Турции и воспламенит страсти в армянской диаспоре.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях