Corriere della Sera | 7 августа 2003 г.
"Жертв красного террора - больше 20 миллионов"
Фабрицио Драгосей
В последнее время в левых европейских кругах стали циркулировать данные, призванные показать, что количество жертв репрессий, имевших место при Ленине и Сталине, не так уж велико. Эти цифры выглядят "смешными" по сравнению с тем, сколько людей погибло за десятилетие нацизма в Европе. Говорят о 4 миллионах с небольшим, осужденных в период между 1921 и 1953 годами, из которых лишь около 800 тысяч были казнены. Это и был так называемый "большевистский террор"?
Корреспондент Corriere della Sera говорит с человеком, который больше, чем кто-либо другой, имел возможность изучить все документы и все исследования по большевистским репрессиям. Александр Яковлев возглавляет комиссию по реабилитации жертв репрессий, созданную президентом Ельциным в 1992 году, когда казалось, что коммунистическая партия должна навсегда оказаться в России вне закона. На протяжении длительного времени Яковлев был правой рукой Горбачева (по мнению некоторых, именно он является истинным отцом перестройки), от которого он вместе с Шеварднадзе и другими демократами отдалился после путча 1991 года.
- Александр Николаевич, появились новые исследования, неизданные архивные документы, дающие повод переоценить последствия репрессий.
- О чем вы говорите? Речь идет о цифрах и о данных, которые даже наши коммунисты не осмеливаются переоценивать. Эти данные были переданы в далеком 1954 году Хрущеву бывшим министром внутренних дел Сергеем Кругловым. Это недостоверные, неполные цифры. Даже если было расстреляно 800 тысяч человек, разве этого мало?
- Вы говорите, что они недостоверные?
- Речь идет лишь о тех, кто был осужден и расстрелян по пресловутой 58-й статье Уголовного кодекса (контрреволюционная деятельность, антисоветская пропаганда и т.д.). И потом, это лишь часть тех, кто был расстрелян. Не говоря о тех, кого уморили в лагерях, на этапе, на работах, кто умер от голода. Их миллионы, десятки миллионов.
- Минуточку, начнем сначала. Давайте детализируем всю эту мрачную статистику.
- Мы можем это сделать лишь до определенного момента, потому что по тысячам и тысячам людей документов нет, они просто исчезли. Знаете, мы находили документы, в которых говорилось об арестах тысяч человек, но потом их следы терялись. Они просто исчезали.
- Почему?
- Потому что у режима не хватило стыда даже для того, чтобы все тщательно документировать, как это делали нацисты. Были "тройки", судьи, действовавшие в одиночку, устные приказы.
- Приведите примеры.
- В Магаданской области начальники лагерей придумали соревнования по стрельбе по движущимся мишеням - по людям. Кто-то занимал первое место, второе и так далее. И все эти убитые не вносились в реестры. Были люди, о которых никто ничего не знал. Эта страна усеяна общими могилами, от пригородов Москвы до Дальнего Востока. Сотни мест, куда сваливались тысячи тел, о которых никто ничего не знает и никогда не узнает. И это меня тревожит больше всего.
- Вернемся к цифрам. К 4 миллионам осужденным по 58-й статье следует добавить и другие жертвы?
- Всех тех, кто оказались в лагерях по отдельным декретам, указам: за пять колосков, за три опоздания на работу и так далее. 17 миллионов человек оказались в ГУЛАГе именно по этим причинам. Поговорим о крестьянах?
- Поговорим.
- Пять миллионов семей были депортированы без всяких обвинений. По пути они умирали как мухи. В документах говорится о 50% умерших. И принимая во внимание, что речь идет о крестьянах, мы имеем в виду 25 миллионов человек (5 человек в семье). Потом были народы, полностью репрессированные. Всего 30: чеченцы, поляки, курды, немцы, македонцы, корейцы, греки, китайцы, калмыки, латвийцы, литовцы и многие другие. Сотни тысяч человек. Даже священники. Кроме того, те, кого осудили за несуществующие экономические преступления. Например, маршала Новикова. Его расстреляли только потому, что он симпатизировал маршалу Жукову, попавшему в опалу. Но в указе говорилось о финансовых преступлениях. С 1923 по 1953 годы были арестованы 42 миллиона человек. Миллионы и миллионы расстреляны или отправлены в ГУЛАГ по политическим мотивам. Наконец, война. Сотни тысяч вернулись из немецких концентрационных лагерей и попали в советские лагеря.
- Сегодня поговаривают о том, что от голода умерло меньше, чем об этом пишут.
- Абсолютная ложь. Во время гражданской войны по конкретным приказам Ленина (имеются соответствующие документы) от голода умерли около 5 миллионов человек. В 30-е годы на Украине и в Поволжье умерли 5,5 миллионов человек. В 1933 году, когда в деревнях люди умирали как мухи, Россия экспортировала 1,8 миллиона тонн пшеницы. Речь идет об организованном геноциде.
- Но все закончилось в 1953 году со смертью Сталина?
- Не совсем. Вспомним о жестоких репрессиях в Новочеркасске в 1962 году, и всех тех, кто умер в психиатрических больницах с диагнозом "вялотекущая шизофрения", изобретенным КГБ.
- Каково число тех, кого преследовали, и тех, кого убили?
- Умерших, по самым осторожным оценкам, было 20-25 миллионов. Жертвами репрессий в одной лишь Российской Федерации были 41 миллион человек. Естественно, некоторые заинтересованы в том, чтобы предать эти данные забвению. Они ведь умерли. Но тюремщики до сих пор живы. Миллионы тюремщиков и их родственников.
- Есть ли еще недоступные архивы, которых еще никто не видел?
- Конечно, я в этом не сомневаюсь.
- Они хранят страшные тайны?
- Да. И следы, и связи.
- А вы как председатель комиссии сталкиваетесь с трудностям, чтобы получить доступ к архивам?
- Сейчас проблемы возникают. Раньше их не было.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях