The Telegraph | 7 августа 2006 г.
Хирурги четыре часа боролись за жизнь Кастро
Фил Харт
Врачи в элитном госпитале Cimeq в западной части Гаваны привыкли к тому, что им проходится иметь дело с деликатными медицинскими проблемами представителей кубинской коммунистической элиты.
Именно здесь, как выяснила Sunday Telegraph, в конце прошлой недели они несколько часов боролись за спасение жизни самого важного пациента страны, Фиделя Кастро. После того как не удалось остановить желудочное кровотечение лекарственными препаратами, лучшие хирурги страны провели престарелому лидеру экстренную операцию.
Для всех, за исключением горстки доверенных врачей и ближайших соратников, состояние здоровья президента Кастро было окружено тайной, описываемой в терминах "государственного секрета", как выразился, говорят, сам диктатор. Только в пятницу министр здравоохранения Хосе Рамон Балагер выступил с сообщением, что президент пошел на поправку и "скоро снова будет с нами".
79-летний президент, судя по всему, перенес операцию в субботу в госпитале Cimeq, после чего на кресле-каталке его перевезли из операционной на этаж, зарезервированный специально для него и его 75-летнего брата Рауля. Это здание в районе Сибоней, где расположены самые престижные научно-исследовательские комплексы Кубы, неподалеку от которого в строго охраняемой военной зоне находится официальная резиденция Кастро.
Кубинский лидер получил лечение, соответствующее самым высоким мировым стандартам. Однако большинству кубинцев, которые полагаются на систему якобы всеобщего здравоохранения, приходится платить даже за элементарные препараты, такие как аспирин, а "дополнительные услуги", например рентген, обходятся в сумму, эквивалентную 30 фунтам.
О передаче власти Раулю генералом Кастро, хотя и временной, было объявлено ошеломленной стране через два дня после того, как кубинцы впервые сгрудились у мерцающих телеэкранов. В Вашингтоне и Майами давние враги Кастро начали призывать кубинский народ к движению за демократические перемены. Госсекретарь США Кондолиза Райс сказала в выступлении, которое транслировалось на Кубу: "Многое здесь меняется. Мы будем вместе с вами, защищая ваши права".
Однако даже если это и является "падением Берлинской стены" по-кубински, то это трудно понять, так как забитое население слишком озабочено ежедневной борьбой за выживание. Действительно, два ведущих диссидента, Мириам Лейва и Оскар Эспиноза Чепе, в интервью призывают к спокойствию, а не к уличным демонстрациям.
Подметающая двор рядом со своим домом в районе Плая пожилая женщина уставилась на людей, стучащих в соседскую дверь.
"Не обращайте на нее внимание, - говорит Лейва, приглашая нас в свою комнату, заваленную горами книг и писем. - Иногда мы ее застаем прижавшейся ухом к самому окну. Постепенно можно привыкнуть это игнорировать".
Мириам Лейва, независимая журналистка, и ее муж Эспиноза - ведущий экономист, выступающий против режима Кастро, и бывший политзаключенный - привыкли к тому, что информаторы следят за каждым их шагом. В потолке их однокомнатной квартиры тайная полиция даже разместила прослушивающее устройство.
На прошлой неделе, говорят они, досмотры агентов в штатском усилились, поскольку остров всколыхнули самые сильные за 47 лет народные волнения. Несмотря на сцены ликования среди беженцев с Кубы в "маленькой Гаване" Майами, малочисленные разрозненные группы кубинских диссидентов сохраняли осторожность.
"Оппозиция не боится: нас уже сажали в тюрьмы, угрожали и запугивали. Но кубинский народ слишком запуган, чтобы выйти на улицы, - говорит 65-летний Эспиноза. - Люди боятся кровавой мясорубки. Кастро добился того, чтобы этих страхов хватило на будущее".
Его 59-летняя супруга добавляет: "Репрессии здесь слишком жестокие. В Майами могут веселиться, но нам тут нечего праздновать. Все, что мы можем, - это говорить".
Супруги в прошлом были сторонниками Кастро, работавшими дипломатами в Восточной Европе, но потом разочаровались. Эспинозу в 2003 году приговорили к 25 годам лишения свободы. Его преступление против революции заключалось в том, что он указал на катастрофическую экономическую политику страны. В 2004 году его временно освободили в связи с проблемами со здоровьем, но в документах о его освобождении сказано, что его посадят обратно за решетку, если его здоровье улучшится.
"Революция давно умерла. Фидель был национальным героем, и все мы мечтали о новой Кубе, но государство просто захватило землю и заводы и разрушило экономику", - говорит он. Ссылаясь на официальные цифры, он говорит, что средняя ежемесячная зарплата равна всего 11 фунтам, а пенсия - 4,40 фунта.
На прошлой неделе стало ясно, что Куба стоит перед угрозой вакуума не власти - страна все еще находится под жестким контролем коммунистического режима, - а лидерства, поскольку новая правящая верхушка не выступила с заявлением. Молчание Рауля Кастро вызвало напряжение, несмотря на то, что в прессе настаивали, что он "твердо стоит у руля".
По всей Гаване с полуразрушенных зданий развеваются флаги с надписью: "Viva Фидель - 80 и больше!" В следующее воскресенье генералу Кастро исполнится 80 лет, но сейчас все кубинцы ждут, что будет дальше.
"Мы не можем ничего изменить, - говорит юноша с бутылкой рома в руке на фестивале в старой Гаване, - так что лучше просто пить. Мы ждали десятилетиями, можем подождать еще чуть-чуть".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях