The Times | 7 августа 2007 г.
Более 90 иракцев, рисковавших жизнью, брошены на произвол судьбы
Дебора Хейнс, Ричард Бистон и Грег Херст
Вчера Великобританию обвинили в том, что, выводя свои силы из Ирака, она бросает 91 иракского переводчика и их семьи, которым грозят преследования или даже смерть.
Как стало известно The Times, правительство проигнорировало личные обращения офицеров, служащих в Басре, которые просили упростить процедуру предоставление убежища и ввести специальную схему помощи иракцам, которые рисковали жизнью, помогая британским силам.
Один из переводчиков, работавший на армию с 2004 года и собиравшийся после вывода британских сил начать в Великобритании новую жизнь, получил от Даунинг-стрит извещение, что никаких особых льгот он не получит, а всю дальнейшую информацию он может получить на сайте правительства.
Появляется все больше доказательств, что одновременно с тем, как британские силы готовятся к уходу, боевики развернули кампанию по преследованию "коллаборационистов". Сотни переводчиков и людей других профессий, сотрудничавших с коалицией, были похищены, подвергнуты пыткам и убиты.
Дания уже ввела особую схему помощи своим иракским сотрудникам, а Америка готовится принять 7 тыс. беженцев из Ирака.
А Кинани, командир которого, майор Паурик Ньюленд, предупредил его об угрозе для жизни после ухода британских войск, обратился лично к Тони Блэру в ходе визита премьер-министра в Ирак в мае.
Его письмо было передано Рут Тернер, бывшему советнику премьера, а 22 июня бывший советник по внешней политике Ник Баннер прислал ему ответ. Он проинформировал Кинани, что тот не имеет права на получение убежища. Чиновник предложил ему отправиться в некую третью страну и запросить визу, а за помощью обратиться на веб-сайт.
"Это трусость, - заявил Кинани The Times. - Британцы делают нас легкой добычей, бросая прямо в пасть льву".
В июле Дания после вывода своих сил из Южного Ирака предоставила убежище 60 иракцам, которые сотрудничали с армией, и их семьям. США сообщили, что в этом году примут 7 тыс. иракцев, в том числе тех, кто работал на американские силы.
Однако Великобритания пока отказывается делать для работавших на нее людей исключение. Министерства обороны и иностранных дел вчера заявили, что иракцам, сотрудничавшим с армией, не будет предоставлено особой помощи в получении убежища.
"Все, кто запрашивает статус беженца, должны делать это, находясь на территории Соединенного Королевства. Этот случай не исключение, - сообщил пресс-секретарь министерства внутренних дел. - Их запросы будут рассмотрены в порядке очереди, как это предусмотрено Конвенцией о статусе беженцев 1951 года".
Высокопоставленные политики и офицеры обратились к правительству с просьбой пересмотреть принятое решение. Существуют признаки того, что некоторые министры выступают за эвакуацию иракских сотрудников. Один из британских офицеров, занимающий высокий пост в Ираке, также намекнул, что Уайтхолл испытывает давление со стороны тех, кто убеждает его изменить свою позицию.
Министр иностранных дел теневого кабинета Уильям Хейг заявил: "Услуги этих иракцев помогали Великобритании выполнять свои задачи в Ираке. Уменьшая свое военное присутствие в Ираке, мы должны обеспечить безопасность тех, кто рисковал жизнью, чтобы помочь нам".
Дэвид Винник, высокопоставленный представитель лейбористов в парламенте, сказал: "Надеюсь, что наши власти окажутся не менее великодушны, чем датские".
Даже те, кто прежде работал на британцев, а затем бежал из Ирака, чувствуют себя брошенными. Лоай Мухаммед, армейский переводчик, в марте бежавший в Сирию, говорит, что теперь британцы не хотят ему ничем помогать.
"Когда я пошел в посольство в Дамаске, мне даже по позволили войти, - рассказал он The Times. - Через несколько недель у меня кончатся деньги, и мне придется вернуться домой. С этого дня я мертвец".
Вчера правозащитные группы осудили позицию Великобритании. Том Портеус, глава британского отделения организации Human Rights Watch, заявил, что правительство должно переменить свою политику.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях