The New York Times | 7 августа 2009 г.
Визит Патриарха Кирилла обнажил проблемы между Москвой и Киевом
София Кишковски
Визит Патриарха Кирилла обнажил опасности, таящиеся в российско-украинских отношениях, утверждает The New York Times. Правда, лейтмотивом визита был призыв Кирилла к единству (Патриарх даже вызвался стать гражданином Украины), отмечает корреспондент София Кишковски. Но ситуацию омрачали как демонстранты, считавшие визит Патриарха попыткой утвердить российское господство, так и трения в политической, религиозной и военной сферах, накопившиеся с распада СССР.
В четверг крупные церковные иерархи на пресс-конференции назвали поездку триумфом, укрепившим наднациональный характер РПЦ. Слово "русский" в ее имени обозначает не этническое определение "русского", а духовное понятие "Русь", заметил отец Всеволод Чаплин. Напротив, вице-спикер украинской Рады Николай Томенко в четверг распространил заявление, что Кирилл присвоил идею Руси и опробовал концепцию новой идеологической доктрины России.
Президент России Дмитрий Медведев после вступления в должность еще не посещал Украину, отмечает газета. В прошлом году Медведев демонстративно отказался от приглашения со стороны Ющенко на открытие памятника жертвам Голодомора 1930-х годов. "Кирилл, напротив, посетил памятник вместе с Ющенко и в тоне проповедника, коснувшись своей личной биографии - он поведал о мытарствах своих родственников при Сталине, - поместил преступления Сталина в более широкий контекст, упомянув, что от голода погибли миллионы человек в разных районах СССР", - пишет автор. В четверг президент Медведев лично обсудил с Патриархом его впечатления от визита.
Ющенко раздражает россиян, добиваясь, чтобы Константинопольский Патриархат поддержал объединенную Украинскую Православную Церковь, которая не подчиняется Москве, напоминает издание. Традиционно российско-украинский конфликт в религиозной сфере касался униатов, которые отправляют обряды по византийскому образцу, но хранят верность Риму. Теперь эти трения смягчились, зато вспыхнула напряженность между православными церквами-соперницами. "В ходе турне Кирилл отверг требования предоставить Украинской Православной Церкви, на которую приходится более трети РПЦ, формальную независимость от Московского Патриархата, заявив, что УПЦ и так пользуется почти полной автономией", - пишет автор. Кирилл также предостерег Европу от повторения советского эксперимента безбожной жизни.
Возлагая венок к памятнику павшим воинам в Севастополе, Кирилл заговорил чуть более зловещим тоном, призвав российских и украинских военных моряков не стрелять друг в друга, так как они являются братьями по православной вере.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях