El Pais | 7 августа 2013 г.
Музей границы
Пилар Бонет
Поселок Раков в 43 км от Минска - былое "Эльдорадо" контрабандистов, повествует корреспондент El Pais Пилар Бонет. В 1921-1939 годах тут пролегала польско-советская граница. В Ракове происходит действие известного авантюрного романа Сергея Песецкого "Любовник Большой Медведицы".
Сегодня Раков выглядит уютно: разноцветные деревянные дома, сады, церкви. "Но за его буколической внешностью таятся трагедии, пережитые Европой в XX веке", - отмечает автор. В 1939 году Раков оказался на территории СССР, в 1941-м его оккупировали немцы, в 1944-м пришла советская армия, в 1945-м граница вновь сместилась на запад.
С историей Ракова можно познакомиться в музее, который создал известный художник Феликс Янушкевич. Тут и орудия труда, и книги на идише, и нацистские пропагандистские плакаты, и буквари со стихами о Сталине. Янушкевич называет Раков "центром европейской цивилизации".
Автор замечает: музей - скорее даже "театр, где в главной роли - сам Янушкевич. Его рассказы, полные мудрости и юмора, пробуждают экспонаты к жизни".
Янушкевич показывает, например, документы юноши, которого в 1937-м не приняли в польское военное училище. "Дискриминация, которой он подвергся в католической Польше как православный, возможно, спасла его от трагической судьбы офицеров, расстрелянных НКВД в Катыни", - замечает автор.
Минский профессор Игорь Кузнецов замечает, что в Белоруссии официальная история верна советским стереотипам. По его данным, 180 тыс. человек были отправлены в Гулаг с территорий, присоединенных к Белоруссии в 1939 году. В нынешней Белоруссии осуждаются преступления немцев, но замалчиваются коммунистические репрессии и расстрелы, организованные НКВД, говорит Кузнецов.
Янушкевич рассказывает: жители Ракова, опасавшиеся ссылки в Сибирь и Центральную Азию, встретили немцев радостно, но те вскоре начали истреблять местную еврейскую общину. На месте одной из синагог стоит памятник 950 евреям, сожженным заживо.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях