Libération | 7 декабря 1999 г.
Осторожно, мины!
Жан-Пьер Тибода
Группу иностранных журналистов, в составе которых был и корреспондент газеты, в поездке по некоторым районам Чечни сопровождал генерал Валерий Шпак, - пишет газета.
Этот генерал не похож на своих известных коллег, Трошева и Казанцева, которых каждый вечер можно видеть по телевидению. Этот генерал (младший брат главкома ВДВ Григория Шпака) - настоящий военный. Он, как и другие российские офицеры, может после нескольких лет унижений, наконец, испытать чувство гордости.
Журналистам предложили разместиться на трех БТР и совершить поездку по нескольким населенным пунктам. Грязные дороги с многочисленными КПП, возвращающиеся с фронта грузовые автомобили и БТР. Поездка произвела на автора гнетущее впечатление - туман и бесконечная монотонность.
На пути следования журналисты увидели лишь несколько гражданских машин. На перекрестках выставлены жалкие лотки, в которых самыми лучшими покупателями считаются солдаты, не имеющие ни копейки денег. По словам многих из них, они не видели ни гроша из тех 830 рублей, которые им якобы платят за каждый день участия в боевых действиях. От холода и повышенной влажности и без того безрадостные лица немногочисленных чеченцев становятся еще более грустными. Именно такая удручающая картина возникла перед глазами западных корреспондентов.
Но генерал Шпак не обращает на это внимания - он торжествует.
Группа журналистов сделала остановку у станицы Петропавловская, это около двух километров от Грозного, все подходы к которому контролируются российскими войсками. Генерал пригласил для беседы с иностранными корреспондентами одного из "старейшин" этого села, 75-летнего Демилбека Мамаева.
Мамаев рассказал, что в селе, где практически нет газа и электричества, все спокойно, дома не разрушены, все хотят мира. Генерал слушает старика с довольным видом.
На протяжении двух дней журналисты беседуют лишь с теми, кого приглашают организаторы поездки. Во время коротких остановок корреспондентам, строго выполняющим все инструкции (очень часто попадаются на глаза таблички "Осторожно! Мины!"), не удается собрать информацию, которая бы подтверждала или опровергала сообщения, передаваемые официальными российскими СМИ. На одной из остановок журналистам все же удалось побеседовать с солдатами. Совершенно неожиданно они стали рассказывать о своих "страхах", о том, что с середины последней недели боевики все чаще устраивают ночные налеты, даже в районах, находящихся вдали от линии фронта.
В расположении другой воинской части (район станицы Червленая), у входа в палатку с богато накрытым столом журналистов встретили переодетые в официантов солдаты. Со стаканом водки в руке, генерал заверил гостей, что очень часто такие же блюда появляются в меню российских солдат и офицеров.
Далее автор делится впечатлениями от разговора генерала с двумя женщинами, свидетельницами обстрела колонны беженцев 7 октября у села Елистанги. Шпак назвал их "провокаторами", хотя женщины рассказали о том, что сами видели.
Перед тем, как попрощаться, генерал подарил каждому журналисту черную шерстяную шапочку, какие носят российские солдаты. Видимо, чтобы лучше заткнуть себе уши - задается вопросом автор.
В заключительной части статьи корреспондент газеты сообщает об ультиматуме, выдвинутом Москвой - чеченские боевики и жители Грозного должны покинуть город до 11 декабря. Кто не подчиниться этому приказу, будет уничтожен. Между тем, по данным представителя российского правительства в Чечне Николая Кошмана, в Грозном до сих пор остаются около 40 тысяч мирных граждан. Представительство Чечни в Грузии распространило коммюнике, в котором говорится, что в ночь с 5 на 6 декабря российские силы применили химические боеприпасы, в результате чего в двух районах города погибли по меньшей мере около 30 человек. По сообщениям пресс-центра федеральных сил в Моздоке, в течение вчерашнего дня авиация наносила бомбовые удары по целям на юго-востоке от Грозного и по Урус-Мартану, - сообщает газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях