Die Welt | 7 декабря 2004 г.
Борьба вокруг миллиардного наследства Сталина
Йенс Хартманн
Российское государство расстается принадлежащими ему акциями стального гиганта - Магнитогорского металлургического комбината, аукцион состоится 22 декабря
Российская металлургия охвачена лихорадкой. Государство расстается со своим последним крупным пакетом акций в сталелитейной промышленности - 17,82% (23,76% голосующих акций) Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Стартовая цена на аукционе, который состоится 22 декабря, 790 млн долларов. Уже поступило десять заявок. Аналитики предполагают, что цена продажи превысит миллиард долларов.
"Магнитка" - это легенда. По приказанию Сталина мощный сталеплавильный комбинат был воздвигнут в рекордные сроки. Это был образцовый объект советского планового хозяйства. Первая доменная печь была запущена в 1932 году. В 1930-1931 годах в строительстве также принимал участие Эрих Хонеккер. Тогда 18-летний молодой коммунист говорил о себе своему бригадиру, что он "сильный и независимый парень".
Но сегодня слово не за коммунистами, а за капиталистами. Один из них - Виктор Рашников. Глава "Магнитки" вместе со своими коллегами-управленцами владеет примерно 60% акций крупнейшего российского производителя стали, и он с удовольствием увеличил бы свою долю. В этом году оборот ММК, по оценкам инвестиционного банка Brunswick UBS, составит 4,4 млрд долларов (2003 год: 3,04 млрд). Чистая прибыль - 879 млн долларов (2003 год: 630 млн).
Конкурентами Рашникова по аукциону будут стальные бароны Владимир Иорих и Игорь Зюзин, которым принадлежит металлургический концерн "Мечел". "Мечел" уже владеет 17% акций "Магнитки" и, увеличив свою долю, мог бы также увеличить свое влияние. Недавно "Мечел" разместил 11,5% своих акций на Нью-йоркской бирже и получил 335 млн долларов. Сейчас в сообщении, адресованном акционерам, говорится, что самая большая сумма, которую "Мечел" может предложить за государственную долю в ММК, это 2,15 млрд долларов. Однако остается неясным, где "Мечел", рыночная капитализация которого составляет примерно 3 млрд долларов, собирается достать такую сумму.
Металлургическая промышленность России приносит высокие прибыли благодаря высоким ценам на мировом рынке. Ее производственные издержки - самые низкие во всем мире после Бразилии. Примерно половина российской стали идет на экспорт. С объемом экспорта примерно в 28 млн тонн стали Россия отстает только от Японии и является мировым экспортером номер два. Основной рынок сбыта - это Китай.
Российская металлургическая промышленность имеет два конкурентных преимущества: низкие затраты на персонал и энергоносители, кроме того, большая часть производителей имеет собственные рудники, угольные шахты и предприятия по производству кокса - соответственно благодаря замкнутому производственному циклу они полностью автономны.
В девяностые годы отрасль прославилась заказными убийствами, но сейчас ситуация нормализовалась. Как и в нефтяной промышленности, здесь тоже выстояли лишь немногие олигархи. Виктор Рашников командует на "Магнитке", Алексей Мордашов - на "Северстали", Владимир Лисин - на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК), Александр Абрамов - на "Евразхолдинге", Владимир Иорих и Игоре Зюзин - на "Мечеле". Этим стальным баронам и одновременно долларовым миллиардерам принадлежат контрольные пакеты акций их концернов. Самый богатый из них - Владимир Лисин. Стрелок-любитель, по данным журнала "Форбс", стоит 4,8 млрд долларов. НЛМК - это самый прибыльный сталелитейный комбинат в России. У него собственные рудники и порты, позволяющие ему контролировать всю цепь поставок.
Если Brunswick UBS оценивает перспективы российских производителей стали как положительные, то другие аналитики видят самый большой риск в отношениях экономики и государства. "Мы полагаем, что все российские производители стали потенциально подвержены тому же риску, что и нефтяной концерн ЮКОС", - говорится в одном исследовании. Это относится, прежде всего, к возможным дополнительным налоговым требованиям.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях