Süddeutsche Zeitung | 7 декабря 2005 г.
Угроза последнему пристанищу
Франк Нингуйзен
Сотрудницы до недавнего времени критической российской телекомпании Ren-TV жалуются, что их деятельности чинят препятствия и покушаются на программу
Ольге Романовой предстоял нормальный рабочий день. Когда журналистка подошла к дому номер 17 по Зубовскому бульвару в Москве, как раз наступил вечер. Как обычно, она хотела подняться в студию Ren-TV, однако туда ей попасть не удалось. Три сотрудника службы безопасности, которых прежде она никогда не видела, преградили ей путь и не дали провести вечернюю информационную программу. Всего несколькими часами раньше Романова дала интервью радиостанции "Эхо Москвы" и рассказала, что администрация канала Ren-TV сняла с эфира несколько информационных сообщений, которые, предположительно, могли вызвать раздражение в Кремле.
Речь шла о сыне министра обороны Сергея Иванова, участнике автомобильной аварии. Но фактически дело не только в нем. В России осталось не так уж много свободных средств массовой информации, и тем большее значение имеет то, что сейчас угроза нависла над последним пристанищем критически настроенных тележурналистов.
Сейчас Ольга Романова признается, что она опасается за свою безопасность; ее постоянно преследует черный лимузин. Это может показаться преувеличением. В любом случае, администрация телеканала утверждает, что за ее отстранением от эфира нет никакой политической подоплеки; нужно поднимать рейтинг, и для этого необходимы перемены. Но в понедельник эти перемены вынудили действовать и Елену Федорову. Руководитель информационной редакции Ren-TV проработала на телеканале восемь лет, однако теперь она не видит для себя такой возможности, сказала она и попрощалась. Я не хочу отвечать за канал, на котором снимают с эфира сюжеты, говорит Федорова. В качестве примера она упомянула сюжет о воскресных выборах президента в Казахстане, который был просто изъят из программы.
Случай с Романовой также возмутил пишущих российских журналистов, которые, как правило, более независимы, чем их коллеги из электронных СМИ. Андрей Ершов, заместитель главного редактора газеты "Деловой Петербург", сказал нашему корреспонденту что "до сих пор Ren-TV оставался последним телеканалом, который не боялся озвучить собственную позицию. Все крупные федеральные телеканалы контролируются Кремлем".
Лев Кощеев, главный редактор "Уральского рабочего", сказал нашему корреспонденту, что в России господствует "предварительная цензура". Конечно, никто из Кремля не звонил непосредственно на Ren-TV, считает он; чаще всего сами собственники "выдумывают позицию Кремля и действуют в соответствии с ней". Тем не менее власти имеют возможности повлиять на средства массовой информации. Например, велик страх перед налоговиками. "Никто не хочет кончить как Михаил Ходорковский", - говорит Кощеев. Поэтому многие бизнесмены поддерживают контакты с высокопоставленными чиновниками, чтобы те по возможности гарантировали им покой - близость к власти в России называется "административным ресурсом".
Телеканал Ren-TV принадлежит нефтяному концерну "Сургутнефтегаз", близкому Кремлю предприятию "Северсталь", а также RTL Group. Представитель RTL сказал: "RTL Group как держатель 30% акций имеет ограниченное влияние, тем более, что мы не отвечаем - согласно соглашению между акционерами - за информационную политику. Однако мы пустим в ход имеющееся у нас влияние, чтобы обеспечить как можно более независимое освещение событий в соответствии с традициями телеканала".
Сейчас Ольга Романова только собирается судиться с Ren-TV, но журналист Ершов для себя уже принял решениет: новости он будет смотреть по каналу Euronews.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях