Статьи по дате

The New York Times | 7 декабря 2006 г.

Консервативные иудеи разрешают геям быть раввинами и заключать союзы

Лори Гудштейн

Высший религиозный законодательный орган консервативного иудаизма, центрального течения во всемирном иудаизме, вчера проголосовал за то, чтобы разрешить гомосексуалистам посвящение в сан раввина и заключение однополых союзов.

Это решение, принятое после многолетних споров, было отвергнуто традиционалистами, которые посчитали его знаком того, что консервативный иудаизм отступил от иудейского закона. Однако другие встретили это решение с радостью, сочтя его долгожданным шагом к признанию равноправия лиц нетрадиционной ориентации.

"Мы считаем это огромным шагом вперед", - говорит Сара Фрейдсон, студентка Иудейской теологической семинарии в Нью-Йорке, сопредседательница студенческой группы "Кешет", которая призывала к изменениям.

Но раскол налицо: 25 раввинов законодательного комитета предложили три противоречащих друг другу толкования; одно - в поддержку однополых браков и раввинов-геев, и два - против.

Принятый вариант оставляет за отдельными синагогами право решать, разрешать ли гомосексуалистам становиться раввинами и признавать ли однополые церемонии. По словам комитета, любое решение будет оправданным в соответствии с иудейским законом.

"Мы выступаем за плюрализм", - объяснил рабби Кассель Бельсон, председатель Комитета по религиозным законам раввинской ассамблеи, на пресс-конференции, состоявшейся после заседания в синагоге на Парк-авеню в Нью-Йорке. "С самого начала наше течение признавало, что одна позиция не может отражать мнения всех членов" законодательного комитета или консервативного течения.

В знак протеста четыре раввина вышли из состава комитета, заявив, что разрешение геям становиться раввинами нарушает иудейское право - галаху. В числе ушедших раввинов оказались авторы двух толкований, в которых они выступали против посвящения гомосексуалистов в раввины и против однополых союзов.

Один из раввинов, Джоель Рот, заявил, что он ушел, поскольку разрешение мужчинам с нетрадиционной ориентацией становиться раввинами и заключать союзы "выходит за рамки любых галахических норм".

Многие протестантские группы в последние годы раскололись по вопросу об отношении к гомосексуализму. И решение ведущего законодательного комитета консервативного иудаизма будет с осторожностью воспринято многими вне данного течения, поскольку консервативные евреи, по их собственным словам, хранят иудейский закон и традицию, которая включает библейский запрет на гомосексуальные отношения.

Кроме того, данное решение значимо, поскольку консервативный иудаизм считается центристским движением в иудаизме. Он находятся между либеральными реформистским и реконструктивистским течениями, которые открыто признали право геев становиться священнослужителями более 10 лет назад, и движением ортодоксов, которые отвергают подобную возможность.

Принятое решение может вызвать неоднозначную реакцию в различных общинах, разделившихся по указанному вопросу, считает рабби Джером Эпштейн, исполнительный директор Объединенной синагоги консервативного иудаизма, которая представляет более 750 синагог и 1,5 млн прихожан по всей Северной Америке.

"В большинстве наших общин не будет единодушия, точно так же, как нет единого мнения и среди нас, - говорит рабби Эпштейн, также входящий в состав законодательного комитета. - На нас возложена ответственность помочь общинам разобраться с этим плюрализмом".

Какие-то синагоги и раввины могут выйти из консервативного движения, однако многие раввины и эксперты полагают, что решение правового комитета вряд ли вызовет масштабный раскол.

Перед голосованием ряд раввинов Канады, где многие консервативные синагоги склоняются к ортодоксии в большей мере, чем в Соединенных Штатах, пригрозили выйти из течения.

Однако Джонатан Сарна, профессор Университета Брэндис, специалист по истории американских евреев, заявил: "Мне кажется маловероятным, что это изменение, для многих ожидаемое, заставит кого-либо уйти, поскольку синагоги, не желающие вносить изменения, просто укажут на решение, которое позволит им ничего не менять. Это не папский эдикт".

Вопрос о том, следует ли запрещать изучение Талмуда студентам, которые открыто демонстрируют свою нетрадиционную ориентацию, теперь будут решать религиозные семинарии течения. Иудейский университет в Лос-Анджелесе уже объявил о своей точке зрения, сообщил его ректор рабби Элиот Дорфф, который одновременно является сопредседателем законодательного комитета. В среду он поддержал толкование, позволяющее посвящать в раввины гомосексуалистов и разрешать однополые союзы.

Иудейская теологическая семинария в Нью-Йорке, главное учебное заведение консервативного иудаизма, рассмотрит этот вопрос на собрании преподавателей, студентов и попечителей в ближайшие несколько месяцев, сообщил в интервью ректор Арнольд Айзен. Айзен заявил, что он лично выступает в поддержку геев, желающих стать раввинами, если это разрешает иудейское право и если это одобряет преподавательский состав.

"Я задавал этот вопрос преподавателям и снова и снова получал один и тот же ответ, - рассказал Айзен. - Люди не знают, что думать им самим, и не знают, что думают их коллеги. По этому вопросу никогда прежде не велось подобной дискуссии".

Правовой комитет и раньше принимал противоречивые решения, например по вопросу, можно ли по субботам ездить на автомобиле в синагогу. Принятые в среду толкования демонстрируют раскол в комитете по отношению к гомосексуализму.

Рабби Рот выступает за запрет для гомосексуалистов становиться раввинами, принятый подавляющим большинством голосов в комитете в 1992 году. Другие не считают, что гомосексуальность во всех случаях обусловлена биологически, и полагают, что некоторые геи могут пройти "восстановительное лечение", которое позволит им изменить сексуальную ориентацию.

Признание за гомосексуалистами права становиться раввинами само по себе является компромиссом. Посвящение геев в раввины и однополые союзы дозволяются в том случае, если мужчины не занимаются содомией.

Члены комитета говорят, что на практике это запрет, выполнение которого невозможно проверить. Данное решение направлено на то, чтобы открыть двери для геев, но при этом не противоречить талмудическому толкованию библейской фразы из книги Левит, где сказано: "Не ложись с мужчиною, как с женщиною, ибо мерзость это".

Комитет также отказался принять два решения, которые должны были полностью снять запрет на гомосексуальные отношения, посчитав, что оба они направлены на "изменение" существующего иудейского права. А это уже решение более высокого уровня, для принятия которого необходимо 13 голосов, которых данные предложения не получили.

Рабби Гордон Такер, автор одного из отвергнутых толкований, говорит, что удовлетворен компромиссным решением. "В результате на практике разницы не будет", - заявил он.

Консервативное течение некогда было главным в американском иудаизме, однако сейчас оно уступает по численности реформистскому направлению. Консервативный иудаизм за последние два десятилетия утерял множество сторонников, которое отошли влево или вправо. Памела Надел, профессор истории и глава Программы иудейских исследований в Американском университете, говорит: "Перед консервативным течением стоит важный вопрос о том, каким оно считает себя, признает ли оно себя до сих пор галахическим течением. Поэтому среди его приверженцев столько споров и волнений".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru